Совы против жаворонков — наблюдения клинического психолога
Поделюсь наблюдениями из своей 25-летней практики работы психологом, 10 лет из которых прошли в городской больнице.
Начну с того, что среди животного мира имеется баланс дневных и ночных животных. Но интересно другое: в неволе, особенно не в специально созданных условиях зоопарка, а когда звери живут в семье людей, часто наблюдается феномен «приспособления к стае».
Проще говоря, животные начинают изменять своим природным инстинктам в угоду удовлетворения «чувства принадлежности» , и ночные выходят днем пообщаться с людьми «жаворонками», а дневные активничают ночью, если им достались хозяева-«совы».
Так вот, у людей обнаруживается то же явление: в разных обстоятельствах и ситуациях, особенно длительно длящихся, человек может приспосабливаться и перенастраивать свой суточный график: «жаворонки» вполне работоспособны становятся ночью, а «совы» – днем, если им потом дать поспать тогда и столько, сколько хочется.
Пожалуй, последнее и есть то самое важное, что позволяет сохранить здоровье, даже когда человек долго находится в конфликте со своей личной природой.
Самые тяжелые последствия принудительного изменения режима сна я наблюдаю у людей второй половины жизни, которые несколько лет проработали в чередующейся по рабочему графику «трехсменке».
Обычно такой график существует, например, на непрерывных производствах, в круглосуточных диспетчерских и консультативных службах, у врачей в клиниках, в периоды непрерывных и исследований и испытаний.
Человек работает то в первую смену, то во вторую, то в третью. Часто используемый «вахтенный график» тоже накладывает свой отпечаток, в зависимости от того, каков он: две недели рабочие, потом перерыв, или сутки через трое, или двое суток работы и двое суток отдыха.
Интересно, что у большинства людей организм приспосабливается к такому «сбитому» графику жизни, особенно, если они считают, что у них нет других вариантов выбора. Все равно это вынужденный режим.
Впоследствии развивается бессонница, состояние эмоциональной нестабильности, хронические заболевания с нечеткими временными границами рецидивов (то весной, то летом, то зимой, то осенью; то чаще, то реже).
Хочу упомянуть также другой феномен, который редко звучит в научной литературе: многие люди в течение жизни, кстати, к их собственному удивлению, меняются на противоположный тип относительно своего сна и периодов активности. То есть те, кто в молодости были «совами» в зрелом возрасте становятся «жаворонками», и наоборот.
Беседуешь с пожилым человеком об историях его жизни и болезни и обнаруживаешь, как он менялся в своем личностном самовыражении и взаимодействии с окружающим миром. Потом даешь ему обратную связь об этой динамике, и он поражается, что сам не замечал ее за собой, считал, что остается прежним.
Мало того, есть периоды жизни, когда сбитый график практически не вредит. Кто из нас в период юности не проводил ночи в походах, у костра или на танцах или на «тусовках», а потом отсыпался целый день?
Многие студенты, готовясь к экзаменам, засиживаются до поздней ночи или встают на рассвете, а некоторые учатся «вахтенным методом»: не спят по два-три дня, затем сутки полного отдыха. Потом студенчество заканчивается, и в рабочей среде молодой человек вырабатывает иной график жизни, который меняется еще не раз.
С другой стороны, когда я сталкиваюсь с жалобами на нарушения сна (бессонница, частое пробуждение, слишком чуткий сон, сложность заснуть или проснуться и др.), то обязательно спрашиваю, когда человеку хочется спать. Часто при этом обнаруживаю, что он пересиливает или игнорирует это свое желание в силу вынужденных обстоятельств или в соответствиями с убеждениями типа «еще рано спать», «кто же так рано ложится», «кто рано встает, тому Бог подает», «ночью голова лучше варит» и др.
Однако организм не обманешь: если сна не достаточно или он предоставляется принудительно не в тот момент, когда желанен, наступает «выгорание».
Не помогают ни строгости со стороны начальства или учителей или родителей, т.е. окружения, ни собственные усилия переделать себя в «правильную сторону».
Вот тут мы и выходим на выявление, кто передо мной сейчас: «жаворонок» или «сова». Если отозваться на потребность организма и спать, когда хочется, жизнь выравнивается во всех аспектах: настроение, здоровье, работоспособность, взаимоотношения с другими людьми.
Современные люди часто совмещают несколько мест работы или работу и учебу или учебу/работу и увлечения. То же относится к ситуации, когда человек решает уйти с наемной работы в предпринимательство, то есть начать регулировать график своей жизни самостоятельно.
Важно идти при этом от себя, от своей личности и потребностей организма, делать эти совмещения с удовольствием, а не по принуждению. Тогда и здоровье, и успехи будут радовать.
Наталья Манухина
клинический психолог, кандидат психологических наук
Комментарии закрыты.