;

Нормальная педагогика против учительского абьюза: что эффективнее для детей и родителей

3 921

Нормальная педагогика против учительского абьюза: что эффективнее для детей и родителей

В семье моих знакомых две девочки-школьницы. Старшая такая типичная Гермиона Грэйнджер,  отличница и активистка – ей нравится и учиться, и общаться, и сама школа.

Родители молодые, очень осознанные, уделяющие детям и их развитию много внимания и чутко реагирующие на детские эмоции. Младшую, конечно, отдали в ту же школу: школа хорошая, сильная, в центре, и старшая сестра всегда рядом – чего еще желать? С удовольствием отметили 1 сентября, пошли в первый класс…

Младшая к школе отнеслась как-то непонятно: без особого восторга, спросишь как дела – всё хорошо. Оценки нормальные. Лицо у ребёнка после учёбы ровное, безэмоциональное, видно, что обсуждать школу неинтересно. Настаиваешь – “расскажи, расскажи…” – в слёзы.

Старшая говорит, в классе у младшей всё хорошо, на переменах веселая, с кем-то дружит, с кем-то общается, вроде выглядит привычно, как дома. А вообще она более скрытная, так что нормально.

Когда случилась пандемия и удаленка, дети поехали доучиваться на дачу под присмотром бабушки-педагога. Там и выяснилось, что за первый год младшая не усвоила ничего – от слова совсем. Как так? Учительница о трудностях не говорила, дома на уроки тратилось гораздо больше времени, чем у старшей сестры…

А трудности, оказывается, были, и ещё какие! Учительница работала на результат и рейтинг, ориентируясь на быстро соображающих и активных детей.

Не понял на уроке – твои проблемы, значит “отстающий”. Вроде “ничего такого”, а параллельно – что? – любимая “парта для неуспевающих”, в классе принято публично критиковать за оценки (по примеру учительницы, конечно), ребёнку тяжело, непонятно, тревожно, и поэтому совершенно неинтересно.

Домашка со слезами и закатанными глазами, во второй класс с рыданиями, никакие “учись с удовольствием, как старшая сестра” не работают.

Как хотеть учиться, если не нравится? И откуда ребенку знать, как НАДО и что можно по-другому? Всем вокруг “нормально”, значит, и тебе тоже ДОЛЖНО быть так, всё! 

В результате родители не стали дожидаться окончания года и отправили дочь на тестовую неделю в другую школу. По истечении которой девочка так и осталась там со словами “Ой, так классно, что даже не верится!”, и третий класс начался с ура, а не с рыданий. Из “отстающих” быстро перешла в очень даже успешные и замотивированные, доделывает уроки сама, бабушка теперь периодически ненавязчиво контролирует объём знаний и навыков – говорит, стало гораздо лучше. 

То есть дело не в “сильной” или “слабой” школе. И не в ребёнке. “Представляешь, если непонятно, то можно спросить, и мне нормально объяснят, не ругаются, и я понимаю!”.

Дело как раз в педагогическом абьюзе и непрозрачной субъективной методике обучения и оценки.

Ведь педагог – это про обучение, про способность и желание замотивировать и научить, а не про “стребовать, проконтролировать” и далее по списку: отчитать, пристыдить, поиздеваться, а то и линейкой по рукам – в наших музыкальных школах, к сожалению, это до сих пор обычная практика. А в американских и европейских – подсудное дело.  

Педагогический абьюз (любая форма насилия и давления на ученика) – как правило, следствие того, что человек отнюдь не мечтает быть учителем.

Нет престижности профессии и любви к ней – нет и желания учить, а только стремление к бесконтрольной власти над   полностью зависящими от тебя в учебное время детьми и подростками. Я бы добавила, что абьюз – признак педагога-неудачника, или считающего себя таковым. 

К сожалению, мы не были воспитаны родителями и учителями в атмосфере комфорта и развития. Нормальной или даже благоприятной считалась высокотоксичная среда – муштра, бесконечные отчеты, контрольные, двойки с первого класса, зубрежка и “будь как все”, а “талант всегда пробьется”.

Неумение учителя коммуницировать и объяснять интерпретировалось как “ребёнок плохо понимает, отстающий”, индекс заинтересованности и удовлетворенности вообще не рассматривался, а самооценка растущей личности считалась даже чем-то вредным и ненужным – все должны быть одинаковыми. Или хотя бы выглядеть.

Как профессиональный педагог с 12-летним стажем в сфере музыкального образования и ученица музыкальной и общеобразовательной школ, я знаю об этой сфере всё, включая учительский абьюз и отношение к нему и детей, и родителей, и самих учителей.

Мама забрала меня на семейное обучение с 3-го класса, и не только потому, что нужно было много времени на музыкальные занятия и концерты. В основном по причине отношения учительницы начальной школы, которая постоянно подчеркивала, что я “не такая”, ленивая, “модница”, “вся в себе со своей музыкой” – в общем, шлак и не формат.

На уроках труда “слепи домик для Незнайки” (ничего не имею против, кому-то искренне нравится!), я уж совсем откровенно скучала, прокручивала в голове очередное музыкальное произведение и пыталась наиграть его по парте, проклиная такое откровенно бесполезное времяпрепровождение в классе.

А на остальных уроках никак не могла понять, зачем мне рано вставать (чего я до сих пор терпеть не могу!) и слушать, как учительница читает учебник, а потом весь класс отвечает на вопросы по прочитанному, когда я могу совершенно спокойно и гораздо быстрее всё это сделать дома сама – и прочитать, и ответить.

На семейном образовании даже с параллельной учебой в музыкальной школе, концертами и гастролями у меня образовалось столько свободного времени и энергии, что многие сверстники до сих пор удивляются количеству мною прочитанного и любимого.

Параллельно я училась в музыкальной школе с 4-х лет, и там никто не сомневался ни в моих способностях, ни в моей трудоспособности. Когда мне хочется или нужно – я способна горы свернуть, и разговоры “ах, бедные дети-музыканты, такой тяжелый труд, надо играть по несколько часов в день!” мне смешны до сих пор. Кто хочет – играет, кто не хочет… Всё равно не будет!

У моей мамы этот наглядный пример, можно сказать, был всё время перед глазами: сначала – сформированное желание и мотивация, потом непосредственно учебный процесс. Я знаю, как многим не повезло и с музыкальными занятиями, на которых царили скука, унижение и бесконечное давление с целью заставить (только так!) выступить на отчётном концерте или конкурсе – травма сохраняется на всю жизнь.

Пожалуйста, помните об этом, когда доверяете своего ребёнка школе и конкретному педагогу.  И не ведитесь ни на какие разговоры “иначе не получится”. Так быть не должно – это непрофессионально и неправильно.

Проблема в том, что часто, например, в музыкальные педагоги идут неудавшиеся исполнители с огромными амбициями и желанием всё ещё что-то доказать себе, родителям и бедным детям. То, что они “круче”. Больше знают. Лучше умеют.

Всегда задавайте учителю вашего ребёнка вопрос: “А вы любите свою профессию? С детства о ней мечтали?” Так до сих пор делает моя мама, и поверьте, всё будет понятно с первых секунд ответа.

Если человек отвечает “Да я закончил то, выиграл сё, играл/преподавал там” – это не про любовь. Это про неудавшиеся амбиции.

Неудачники в профессии, особенно педагогической – самые главные абьюзеры.    

Гуманная педагогика не пустой звук, и направлена она не только на комфорт и нормальный для каждого темп получения и усвоения знаний, а как раз на эффективность обучения и развития личности. Развития, а не деградации.

Педагогический абьюз – любые виды насилия, включая эмоциональное и психологическое, – направлен на противоположное.

У меня самой и дети, и взрослые, у которых тяга к музыке уже более осознанная, учатся и играют с удовольствием. Даже те дети, кого родители в музыкальную школу “притащили”. Без муштры и зубрёжки.

Всегда можно найти то, что человеку нравится: любимая мелодия, желание быть крутым, похвастаться в классе, получить приз, не говоря уже о действительной любви к музыке и потрясающим эмоциональным состояниям во время игры, которые она  дарит нам всем.

Это и есть мотивация педагога – научить и увидеть результат, который достигается вместе и с огромным удовлетворением.

Меняйте школы и учителей, если вы видите, что ребенку не нравится или некомфортно учиться. Поверьте, против воли “отходить в детохранилище, как положено” стоит гораздо больших усилий, нервов и здоровья, чем найти подходящее учебное заведение и подходящего педагога.

Галина Альтман

Композитор, основатель и эксперт проекта AltAcademia

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 14

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Комментарии закрыты.