Нормальная педагогика против учительского абьюза: что эффективнее для детей и родителей
В семье моих знакомых две девочки-школьницы. Старшая такая типичная Гермиона Грэйнджер, отличница и активистка — ей нравится и учиться, и общаться, и сама школа.
Родители молодые, очень осознанные, уделяющие детям и их развитию много внимания и чутко реагирующие на детские эмоции. Младшую, конечно, отдали в ту же школу: школа хорошая, сильная, в центре, и старшая сестра всегда рядом — чего еще желать? С удовольствием отметили 1 сентября, пошли в первый класс…
Младшая к школе отнеслась как-то непонятно: без особого восторга, спросишь как дела — всё хорошо. Оценки нормальные. Лицо у ребёнка после учёбы ровное, безэмоциональное, видно, что обсуждать школу неинтересно. Настаиваешь — «расскажи, расскажи…» — в слёзы.
Старшая говорит, в классе у младшей всё хорошо, на переменах веселая, с кем-то дружит, с кем-то общается, вроде выглядит привычно, как дома. А вообще она более скрытная, так что нормально.
Когда случилась пандемия и удаленка, дети поехали доучиваться на дачу под присмотром бабушки-педагога. Там и выяснилось, что за первый год младшая не усвоила ничего — от слова совсем. Как так? Учительница о трудностях не говорила, дома на уроки тратилось гораздо больше времени, чем у старшей сестры…
А трудности, оказывается, были, и ещё какие! Учительница работала на результат и рейтинг, ориентируясь на быстро соображающих и активных детей.
Не понял на уроке — твои проблемы, значит «отстающий». Вроде «ничего такого», а параллельно — что? — любимая «парта для неуспевающих», в классе принято публично критиковать за оценки (по примеру учительницы, конечно), ребёнку тяжело, непонятно, тревожно, и поэтому совершенно неинтересно.
Домашка со слезами и закатанными глазами, во второй класс с рыданиями, никакие «учись с удовольствием, как старшая сестра» не работают.
Как хотеть учиться, если не нравится? И откуда ребенку знать, как НАДО и что можно по-другому? Всем вокруг «нормально», значит, и тебе тоже ДОЛЖНО быть так, всё!
В результате родители не стали дожидаться окончания года и отправили дочь на тестовую неделю в другую школу. По истечении которой девочка так и осталась там со словами «Ой, так классно, что даже не верится!», и третий класс начался с ура, а не с рыданий. Из «отстающих» быстро перешла в очень даже успешные и замотивированные, доделывает уроки сама, бабушка теперь периодически ненавязчиво контролирует объём знаний и навыков — говорит, стало гораздо лучше.
То есть дело не в «сильной» или «слабой» школе. И не в ребёнке. «Представляешь, если непонятно, то можно спросить, и мне нормально объяснят, не ругаются, и я понимаю!».
Дело как раз в педагогическом абьюзе и непрозрачной субъективной методике обучения и оценки.
Ведь педагог — это про обучение, про способность и желание замотивировать и научить, а не про «стребовать, проконтролировать» и далее по списку: отчитать, пристыдить, поиздеваться, а то и линейкой по рукам — в наших музыкальных школах, к сожалению, это до сих пор обычная практика. А в американских и европейских — подсудное дело.
Педагогический абьюз (любая форма насилия и давления на ученика) — как правило, следствие того, что человек отнюдь не мечтает быть учителем.
Нет престижности профессии и любви к ней — нет и желания учить, а только стремление к бесконтрольной власти над полностью зависящими от тебя в учебное время детьми и подростками. Я бы добавила, что абьюз — признак педагога-неудачника, или считающего себя таковым.
К сожалению, мы не были воспитаны родителями и учителями в атмосфере комфорта и развития. Нормальной или даже благоприятной считалась высокотоксичная среда — муштра, бесконечные отчеты, контрольные, двойки с первого класса, зубрежка и «будь как все», а «талант всегда пробьется».
Неумение учителя коммуницировать и объяснять интерпретировалось как «ребёнок плохо понимает, отстающий», индекс заинтересованности и удовлетворенности вообще не рассматривался, а самооценка растущей личности считалась даже чем-то вредным и ненужным — все должны быть одинаковыми. Или хотя бы выглядеть.
Как профессиональный педагог с 12-летним стажем в сфере музыкального образования и ученица музыкальной и общеобразовательной школ, я знаю об этой сфере всё, включая учительский абьюз и отношение к нему и детей, и родителей, и самих учителей.
Мама забрала меня на семейное обучение с 3-го класса, и не только потому, что нужно было много времени на музыкальные занятия и концерты. В основном по причине отношения учительницы начальной школы, которая постоянно подчеркивала, что я «не такая», ленивая, «модница», «вся в себе со своей музыкой» — в общем, шлак и не формат.
На уроках труда «слепи домик для Незнайки» (ничего не имею против, кому-то искренне нравится!), я уж совсем откровенно скучала, прокручивала в голове очередное музыкальное произведение и пыталась наиграть его по парте, проклиная такое откровенно бесполезное времяпрепровождение в классе.
А на остальных уроках никак не могла понять, зачем мне рано вставать (чего я до сих пор терпеть не могу!) и слушать, как учительница читает учебник, а потом весь класс отвечает на вопросы по прочитанному, когда я могу совершенно спокойно и гораздо быстрее всё это сделать дома сама — и прочитать, и ответить.
На семейном образовании даже с параллельной учебой в музыкальной школе, концертами и гастролями у меня образовалось столько свободного времени и энергии, что многие сверстники до сих пор удивляются количеству мною прочитанного и любимого.
Параллельно я училась в музыкальной школе с 4-х лет, и там никто не сомневался ни в моих способностях, ни в моей трудоспособности. Когда мне хочется или нужно — я способна горы свернуть, и разговоры «ах, бедные дети-музыканты, такой тяжелый труд, надо играть по несколько часов в день!» мне смешны до сих пор. Кто хочет — играет, кто не хочет… Всё равно не будет!
У моей мамы этот наглядный пример, можно сказать, был всё время перед глазами: сначала — сформированное желание и мотивация, потом непосредственно учебный процесс. Я знаю, как многим не повезло и с музыкальными занятиями, на которых царили скука, унижение и бесконечное давление с целью заставить (только так!) выступить на отчётном концерте или конкурсе — травма сохраняется на всю жизнь.
Пожалуйста, помните об этом, когда доверяете своего ребёнка школе и конкретному педагогу. И не ведитесь ни на какие разговоры «иначе не получится». Так быть не должно — это непрофессионально и неправильно.
Проблема в том, что часто, например, в музыкальные педагоги идут неудавшиеся исполнители с огромными амбициями и желанием всё ещё что-то доказать себе, родителям и бедным детям. То, что они «круче». Больше знают. Лучше умеют.
Всегда задавайте учителю вашего ребёнка вопрос: «А вы любите свою профессию? С детства о ней мечтали?» Так до сих пор делает моя мама, и поверьте, всё будет понятно с первых секунд ответа.
Если человек отвечает «Да я закончил то, выиграл сё, играл/преподавал там» — это не про любовь. Это про неудавшиеся амбиции.
Неудачники в профессии, особенно педагогической — самые главные абьюзеры.
Гуманная педагогика не пустой звук, и направлена она не только на комфорт и нормальный для каждого темп получения и усвоения знаний, а как раз на эффективность обучения и развития личности. Развития, а не деградации.
Педагогический абьюз — любые виды насилия, включая эмоциональное и психологическое, — направлен на противоположное.
У меня самой и дети, и взрослые, у которых тяга к музыке уже более осознанная, учатся и играют с удовольствием. Даже те дети, кого родители в музыкальную школу «притащили». Без муштры и зубрёжки.
Всегда можно найти то, что человеку нравится: любимая мелодия, желание быть крутым, похвастаться в классе, получить приз, не говоря уже о действительной любви к музыке и потрясающим эмоциональным состояниям во время игры, которые она дарит нам всем.
Это и есть мотивация педагога — научить и увидеть результат, который достигается вместе и с огромным удовлетворением.
Меняйте школы и учителей, если вы видите, что ребенку не нравится или некомфортно учиться. Поверьте, против воли «отходить в детохранилище, как положено» стоит гораздо больших усилий, нервов и здоровья, чем найти подходящее учебное заведение и подходящего педагога.
Композитор, основатель и эксперт проекта AltAcademia
Комментарии закрыты.