11 лайфхаков для эффективного обучения музыке в домашних условиях
Многие родители, пережив дома опыт дистанционного обучения детей во время пандемии, жалуются, что не могут помочь ребёнку в его занятиях, потому что для этого надо быть педагогом и тратить по 8 часов в день на контроль домашних занятий.
При этом их очень напрягает, что приходится быть на побегушках у школы да ещё самим отвечать за результат перед педагогами.
Как взрослый хоумскулер (человек, проучившийся почти весь курс общеобразовательной школы на домашнем обучении), я уже рассказала вам и о своём опыте в школьные годы, и о его осмыслении и влиянии на мою взрослую жизнь.
В заключение, уже как педагог с более чем 10-летним стажем и 1500 выпущенными учениками своих оффлайн и онлайн музыкальных курсов, поделюсь простыми, но ценными лайфхаками, которые помогут организовать образовательный процесс дома.
Покажу на примере музыкальных занятий, которые многие считают абсолютно невозможными без педагога, стоящего рядом над душой.
В первую очередь хочется сказать, что дистанционное обучение, наоборот, позволяет не загонять себя в рамки чужого тайм- или какого-то ещё менеджмента. Только дома вам его не хватало! Договоритесь об удобном для себя расписании — это первое.
Вы не робот, вы живой человек. И у каждого из нас СВОЕ расписание. Кто-то любит ранний подъём и активность с утра, а кто-то мама, чье расписание и время на себя во многом зависит от домашних. А кто-то настоящая «сова», как я.
Найдите удобное время
Подумайте и выберите один час, когда бы вам хотелось и было удобно уделить время своему творчеству — или урокам с ребёнком. И попробуйте.
В случае с ребёнком речь, конечно, о пресловутой «домашке», ведь в подавляющем большинстве случаев от детей на дистанционном обучении требуют присутствия в виртуальном классе. Это очень неудобно, но родители предпочитают согласиться в надежде, что кто-то «научит и так».
Хотя, скажу по опыту: на экране отражается абсолютно то, что происходит на очных уроках: какой учитель в классе, такой он и «на дистанционке». И если он, вместо того чтобы подстроить формат обучения под онлайн-занятия или добиться на уроке понимания и результата, просто заваливает ученика лишней домашней работой — ни вы, ни ваш ребёнок здесь не виноваты. И не обязаны своими нервами компенсировать некомпетентность педагога — так же, как формальным присутствием вашего ребёнка в виртуальном классе.
А вот вступить с учителем в диалог, задавать вопросы, вместе скорректировать программу — это, я считаю, просто обязанность любого родителя. Даже того, кому «всё равно, как там учат» — это же вы терпите дома результаты такого непонятного обучения: истерики, слезы, нежелание учиться и к тому же наезды самого педагога.
Как только время выбрано и оно вас устраивает — пусть все дома привыкнут и запомнят, что «вас не трогать», когда вы за инструментом.
У всех музыкантов прекрасно работает, и у вас получится — объясните, что это не «хобби», а необходимая вам… прокачка мозга, перезагрузка, ресурсное состояние, работа, наконец — здесь не стесняйтесь настаивать и употреблять «умные слова» и всё, что работает.
Нормального человека всегда можно просто попросить! Ваше эмоциональное состояние и ваши желания должны быть важны прежде всего для вас — тогда и окружающие будут их уважать. Включая детей.
Играйте любимые мелодии
Вспомните — и для себя, и занимаясь с ребёнком — что бы вы хотели сыграть? И что вам это даст — эмоции, радость от результата, возможность показать себя и свою творческую личность окружающим?
Подумайте, чего вы хотите достичь, и набросайте несколько ваших любимых «хитов». Пусть там будет и что-то из популярной музыки, и из кино, и классика.
Представьте свои ощущения, когда вы играете то, о чём всегда мечтали. И свяжите свои планы и мечты с четким пониманием, что прямо сейчас, отрабатывая задание, вы к ним идёте.
Выберите инструмент
Если вы только поступили в музыкальную школу или начали заниматься, а у вас ещё нет инструмента — для начала можно освоить виртуальную музыкальную клавиатуру, она есть в любом гаджете. Или потренироваться на нарисованной — многие мои дети-школьники занимались на ней дома по 2-3 месяца, чтобы доказать родителям, что они «не бросят».
Что касается выбора инструмента — представьте, как бы вы выбирали машину? По отзывам? Нет, конечно! Наверное, исходя из определенного ценового диапазона и ваших ощущений — комфорта, красоты, надежности. Цвет тоже немаловажен, он всегда будет перед глазами — сопровождать вас в вашем творческом потоке, дарить дополнительные эмоции.
Поэтому не стесняйтесь при возможности пойти в музыкальный магазин (если занимается ребёнок — обязательно вместе с ним!) и попросите показать вам всё в вашей ценовой категории и около неё.
Обычно продавцы в таких магазинах — сами музыканты, заодно послушаете красивые мелодии в их исполнении на инструментах с разным звуком и поймете, какой звук вам ближе. Это как поход в настоящий театр, где вы не только зритель, но и звезда!
Присядьте за инструмент, попробуйте клавиши, представьте его в интерьере… И берите тот, который «ваш»!
Электронное фортепиано даст вам возможность заниматься в наушниках и обычно идеально встает в любой интерьер. В современных электронных инструментах звук записан с лучших мировых брендов и моделей — так что не бойтесь электроники, просто слушайте.
ВАМ должно быть комфортно с этим звуком, а не кому-то ещё. Есть очень достойные варианты Yamaha и Roland, чуть бюджетнее рекомендую Casio и их серию Casio Privia.
Живое, или акустическое, фортепиано — один из бюджетных вначале и затратных потом вариантов: вы можете взять его у бабушки, найти на avito, но включите сюда перевозку и настройку каждые полгода.
Перевезли — нужна настройка (не ДО перевозки, а после), передвинули — тоже. Около батареи не ставим! Новый инструмент, само собой, дороже — и требует «обыгрывания», хотя для увлеченных любителей и профессиональных музыкантов такой, конечно, идеален.
У меня самой акустический кабинетный рояль и электронный Roland, на котором я миксую звук. А у мамы дома играем на пианино, которому больше 100 лет, и бабушкиной «Лирике» — оба прекрасно звучат.
Синтезатор незаменим при экспериментах со звуком. Все электронные девайсы вы можете подключить к компьютеру и не просто записывать вашу игру, но переносить ее в ноты и проводить увлекательные опыты.
Дети его обожают — они ведь великие экспериментаторы. Не отказывайте им в такой возможности и постоянно напоминайте, что музыка — это не отсиживание за инструментом положенных часов, а творчество и эксперимент!
Каждую мелодию и даже несколько тактов можно сыграть на разных инструментах, просто переключив кнопку на синтезаторе. И потом показать друзьям и «похвастаться», что получилось.
Обустройте свое пространство для творчества
Оборудуйте место вашей мечты и силы — и если до этого у вас не было дома СВОЕГО уголка, вы вместе с фортепиано сможете его, наконец, заполучить. Это ВАШЕ место, ваше царство, ваше убежище.
Может, вы любите, как и я, вазу со свежими цветами на инструменте? Или фото любимых, важных вам людей, кумиров? Любимые игрушки? Или НИЧЕГО — пустоту, позволяющую творить и наполнять? Или, наоборот, ВАШ любимый творческий беспорядок? Или вы хотели бы идеально «чистое» рабочее место с видом на город?
То же самое советую «подарить» ребенку — его собственное творческое пространство, его инструмент, его порядок. Где он хозяин и во время своей деятельности чувствует себя в безопасности от всех претензий, а не наоборот. «Наказание» — вмешательство: например, за инструментом можно только играть или заниматься, думать. В остальных случаях привилегии снимаются.
Ну, и если вы выбирали ребёнку инструмент вместе — помните, что теперь это ЕГО любимая игрушка.
Выбрать и оформить комфортное место для занятий — очень важно, тогда и вам, и ребёнку захочется всё время там быть и всё будет получаться!
Расписание занятий
Напишите себе план и расписание выполнения домашней работы по музыке. Вот какое хотите, какое вам удобно.
У меня лично всегда есть план на год, потом на месяц, потом на неделю и на каждый день. Это не значит, что вы ОБЯЗАНЫ делать только так и никак иначе. Это только ваша мотивация и цели — чтобы не забыть и вовремя фиксировать результаты. Мы ведь всегда знаем или предполагаем, когда будем завтракать или обедать? И что хотим съесть на завтрак или на обед.
Хорошо бы представлять так же ясно, что и когда мы хотим сделать за инструментом — поиграть, поразбирать ноты, подумать, поучить. Самое главное понимать — если у вас получилось даже «маленькое» дело — всё остальное тоже достижимо на 100%.
Найдите время для упражнений
Часть времени запланируйте для упражнений — например, зарядки для пальцев, а часть — для игры вашей мечты. Даже 5 минут любого упражнения или игры дадут результат. Как на фитнесе, так и здесь. Всё работает! Подошли, сели — поиграли.
Играйте в потоке
Во время игры (не важно, что вы играете!) вы испытываете несколько состояний:
— эмоциональный поток
— концентрацию, в том числе на задачах
— инсайт — выход из зоны комфорта и переход на новый уровень
Нужно научиться, входя в поток, полностью его прочувствовать — что вам комфортно, а что нет. Где, от чего? Выясните эти же вопросы с ребёнком. Почему — следующий вопрос, и от него в том числе зависит корректировка плана занятий: что, сколько и когда делать.
Шаг за шагом
Не стремитесь сыграть всё сразу. Даже у лучших профессионалов это не всегда получается! Играйте по чуть-чуть. Сначала любую мелодию или фразу для вдохновения, а потом занимайтесь: по 2-4 такта каждой рукой. Учим отдельно левую, отдельно правую, соединяем.
Старайтесь выучить 1 кусочек-фразу, но очень хорошо. Повторите в следующий раз и получите истинное удовольствие от того, что вы смогли это сделать! Затем уже продолжайте учить и соединять дальше. Каждый день берём по новой задаче, как только выполнили старую — и двигаемся вперёд.
Это похоже на спорт — сегодня тренируем одни мышцы, завтра другие. Послезавтра всё вместе — и пробуем на результат. Всё получится!
Получайте удовольствие от процесса
Запишите ваши ощущения, зафиксируйте состояния — что вам особенно нравится, когда вы играете? Сам процесс или выполнение задач? Каких именно? Красивая мелодия, фраза — или целое произведение? Так вы будете точно знать, что вам нравится, а что вызывает дискомфорт или даже неприятие — и работать с этим.
Переключайтесь
Лучший прогресс — это смена деятельности, переключение. Не сидите за инструментом «до упора»: устали, зациклились — отошли, переключились.
Как вы понимаете, детей это касается особенно! Час занятий может быть подряд, а может, например, 4 раза по 15 минут. Это зависит от вас, вашего темперамента и ощущения комфорта — пользуйтесь возможностями самостоятельных занятий, когда никто не стоит над душой и не управляет вашим настроением, кроме вас самих. Поставьте себе напоминалки, как на любимый сериал — очень помогает.
Бизнесмены и мамы об этом прекрасно знают: у них ведь постоянный проджект-менеджмент, а проектов несколько одновременно. Если задача сейчас не идёт — надо дать себе подумать и переключиться на что-то другое. А если идёт — взял и сделал сразу, отработал. В игре на фортепиано у нас с вами нет форс-мажорных ситуаций, требующих немедленного вмешательства и решения. Поэтому не будьте «фюрером» ни себе, не ребёнку — это как раз НЕ работает!
И еще лайфхак лично от меня — рассказывайте всем о вашем увлечении, ваших занятиях. Поделитесь, что вам это даёт, как вы это любите, что хотите сыграть, что уже играете. Уверенно и свободно! Это ваше творчество, ваша реализация, ваша жизнь. Ваш рост и успех. И ваш индикатор окружения — как люди относятся к вашему творчеству, так они относятся и к вам.
Музыка меняет нашу жизнь — и всегда в лучшую сторону.
Желаю вам успехов!
Композитор, основатель и эксперт проекта AltAcademia
Комментарии закрыты.