Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Getty Images
Франко-швейцарский кинорежиссер Жан-Люк Годар умер на 92-м году жизни, сообщает газета Liberation. Французская Le Monde также подтвердила информацию.
Годар стоял у истоков одного из важнейших направлений кинематографа XX века — французской "новой волны". Всего режиссер снял более сотни фильмов.
Первый полнометражный фильм Годара "На последнем дыхании" (1960) стал одним из главных символов "новой волны" и прославил молодого, 26-летнего актера Жана-Поля Бельмондо. Съемка ручной камерой с инвалидной коляски, резкий монтаж, импровизированные разговоры о сексе и политике и постоянные цитаты из киноклассики — все это привлекло внимание зрителей и критиков.
К начинающему режиссеру пришла громкая слава, а впоследствии знаменитый кинокритик и лауреат Пулитцеровской премии Роджер Эберт даже назвал "На последнем дыхании" лучшим дебютом в истории кино со времен "Гражданина Кейна" Орсона Уэллса.
"Все идет в нарушение классических законов монтажа", — говорил об этой картине режиссер Андрей Тарковский.
За "На последнем дыхании" последовали также получившие огромную известность фильмы "Женщина есть женщина", "Жить своей жизнью", "Безумный Пьеро", "Банда аутсайдеров".
"Рабочий кино"
В 1967 году Годар вместе с режиссером Жан-Пьером Гореном создает экспериментальное кинообъединение, которой они называют в честь советского режиссера-авангардиста Дзиги Вертова.
В своем манифесте, опубликованном в 1967 году, режиссер объяснял такой шаг тем, что к концу 1960-х годов он был "отвергнут нормальным кино", внутри которого ему больше "не удавалось продолжать бунт" и в котором на него смотрели "как на рокера или анархиста". Сам же Годар теперь определял себя как "рабочий кино".
"Группу "Дзиги Вертова" мы создали с намерением делать политическое кино политически, — пишет Годар. — Мы назвали ее "Дзига Вертов" — не затем, чтобы осуществлять программу Вертова, а затем, чтобы поднять его как знамя против Эйзенштейна, который, если разобраться, уже был режиссером-ревизионистом, в то время как Вертов в начале большевистского кино выдвинул совсем другую теорию. Она заключалась в том, что надо просто открыть глаза и познавать мир во имя диктатуры пролетариата".
Если в своих первых картинах Годар все же придерживался определенных драматургических и жанровых правил, то теперь его картины практически полностью лишились сюжета, а граница между документальным и художественным кино окончательно стерлась. Основное внимание теперь было уделено именно политическим высказываниям, и кино стало играть роль своего рода агитплаката. В титрах фильмов даже не указывались фамилии создателей, чтобы показать таким образом преобладание коллективного социалистического над индивидуальным капиталистическим.
Автор фото, Getty Images
Группа "Дзига Вертов" просуществовала с 1968 по 1972 год, за это время было снято восемь экспериментальных картин. Сам Годар в интервью изданию Politique Hebdo в апреле 1972 года рассказывал, что фильмы были сняты по заказу телекомпаний разных европейских стран, однако в итоге не были приняты заказчиками и до широкого зрителя так и не дошли.
Впрочем, на кассовый успех Годар изначально и не рассчитывал. Фильмы "Дзиги Вертова" довольно тяжело воспринимать не только из-за отсутствия сюжета, но и из-за сложной звуковой структуры и нагромождения противоречивых политических рассуждений.
Например, один из самых известных фильмов группы — "Владимир и Роза" (1971) — является очень вольной интерпретацией громкого суда над "чикагской семеркой" (группы американских студентов, протестующих против войны во Вьетнаме) в 1968 году. В фильме судья по имени Эрнст Адольф Гиммлер во время суда пишет заметки на развороте эротического журнала Playboy, а за кадром Владимир Ленин ведет политические споры с неким Карлом Розой (аллюзия с основателями компартии Германии Карлом Либкнехтом и Розой Люксембург). Роль Ленина в фильме исполняет сам Годар, а роль его оппонента – Горен.
Со своими фильмами Годар и Горен активно ездили по стране. В основном их политические кинопамфлеты демонстрировались перед студентами и рабочими коллективами, однако прибыли и успеха своим авторам практически не приносили.
В 1972 году группа "Дзига Вертов" распалась, однако Годар и после этого на какое-то время остался верен малобюджетному экспериментальному кино. В 1974 году он создал экспериментальную видеостудию в Гренобле, которая занималась производством видеороликов.
С 1980-х Годар несколько раз возвращался в большое кино, снял более 20 картин, но но так и не повторил успех, который сопутствовал ему на заре карьеры.
В 2014-м 84-летний Жан-Люк Годар за фильм "Прощай, речь" разделил специальный приз Каннского кинофестиваля с Ксавье Доланом — молодным режиссером, который фактически вырос на фильмах Годара.
Последняя картина Годара "Образ и речь" вышла в 2018 году. За нее он также получил спецприз Каннского фестиваля.
Комментарии закрыты.