Давным-давно дети играли куклами из разноцветных лоскутков и мотков ниток. Кажется, в наш век пластика и новых технологий в мире уже нет места текстильным куклам – но это лишь на первый взгляд.
Сегодня по всему земному шару создание кукол из ткани становится хобби или делом всей жизни, их коллекционируют, наряжают и берегут. Только выглядят они вовсе не так, как в далеком прошлом…
Вальдорфская кукла
Вальдорфские куклы.
Пожалуй, в XX веке раньше всех обратили внимание на текстильных кукол педагоги вальдорфской системы обучения. Они разработали первую в истории педагогическую куклу на основе народной игрушки. Создатели вдохновлялись антропософскими идеями Рудольфа Штайнера и представлениями педагогики того времени о специфических периодах психофизиологического развития ребенка. Вальдорфские куклы должны создаваться самими детьми вместе с родителями или воспитателями – это способствует развитию моторики. Они могут быть сделаны и значимыми взрослыми, а затем подарены детям. Во всяком случае, вальдорфские куклы задумывались как куклы «семейные», не рассчитанные на коммерческое производство.
Классические вальдорфские куклы.
Вальдорфские куклы с осовремененным дизайном.
Делают их исключительно из натуральных материалов, хлопка, льна и овечьей шерсти, чаще всего без использования швейной машинки. Внешний вид зависит от того, предназначены они для малышей или детей постарше. Самым маленьким подходят маленькие «вальдорфцы» в смешных колпачках, почти лишенные деталей, а детям от трех лет – объемные, нарядные, хорошо детализированные игрушки. Их лица остаются условными, а значит, они могут представать в роли любого персонажа игры.
Тильда и компания
Куклы-тильды от современных мастериц.
Пожалуй, самая популярная текстильная кукла наших дней – это Тильда. Придумала ее норвежка Тоне Финангер, графический дизайнер по образованию. В 1999 году она разработала первую свою Тильду и вскоре открыла магазинчик интерьерных кукол и аксессуаров. Спустя десять лет Тильда буквально захватила мир, подарив многим людям увлекательное (и прибыльное!) хобби.
Тильды в разных образах.
Сегодня бренд Тоне Финангер не продает готовых кукол, а преимущественно предлагает покупателям наборы для их создания и книги, посвященные Тильде. Первыми изданиями стали «Тильда Рождество» и «Тильда Пасха», где демонстрировались выкройки и технология пошива подарочных интерьерных кукол с необычными пропорциями. Каждая Тильда обладает собственным именем и собственной историей, в линейке представлены Тильды-ангелы, зайцы и другие животные, мужские персонажи. Все они – вытянутые, с длинными конечностями и маленькой головой с очень условными чертами, достаточно крошечного носика и глазок-узелков. Часто ткань для изготовления таких кукол подкрашивают чаем и кофе, а самих Тильд ароматизируют ванилью, корицей или эфирными маслами.
Тряпиенсы – модницы из Кореи
Куклы-тряпиенсы.
Тряпиенсов часто называют «текстильными Барби», но они изящнее, нежнее и вычурнее своей американской родственницы. Первых тряпиенсов создала уроженка Сеула Юнг Хи Янг, в детские годы мечтавшая о сказочной принцессе Барби. Однако ее родители были слишком бедны… Спустя тридцать лет Юнг Хи Янг, ожидавшая рождения ребенка, решила занять себя каким-нибудь хобби и вспомнила о детской мечте. А в 2000 году молодая мать уже открыла собственный интернет-магазин, где продавались роскошные текстильные куклы с грустными глазами, напоминающие героинь аниме. Хрупкие фигурки, длинные конечности на шарнирах, тонкая лебединая шея, пышные прически и фантастические наряды…
На создание тряпиенсов мастерицу вдохновила европейская мода, кукла Барби, народная игрушка и аниме.
За год было продано 300 тысяч тряпиенсов – а ведь все они были сделаны исключительно вручную! Кроме того, Юнг Хи Янг начала проводить мастер-классы по созданию кукол, издала несколько книг с лекалами для изготовления кукол и их нарядов.
Тряпиенсы обычно богато декорированы.
Размер тряпиенсов может достигать полуметра – в меньшем размере сложно добиться высокого уровня детализации. Чаще всего они одеты в духе XVII-XIX веков, однако встречаются и более современные варианты, как повседневные, так и копирующие лучше творения мастеров высокой моды. Ленты, бусины, цветы из ткани, воланы и рюши, кружева… Декор тряпиенсов всегда богат и сложен, прически их синтетических волос поражают воображение. В руках красавиц веера, букеты, небольшие театральные сумочки. А вот лица их условны, двумя касаниями кисти намечаются лишь глаза, смеющиеся или печально опущенные. Как и Тильда, тряпиенсы создаются вовсе не для игр, а для украшения интерьера и коллекционирования.
Чердачные куклы
Куклы в чердачном стиле со сложным дизайном.
Происхождение чердачных кукол овеяно легендами, но родились они в США («чердачники» американских мастериц часто держат в руках потертые флажки, буквы USA и другие символы страны). С одной стороны, они могут быть связаны с Великой депрессией, когда многие семьи потеряли возможность не только покупать своим детям не только игрушки, но и одежду, постоянно перешивая старое и даже используя для пошива вещей мешки. С другой стороны, первой чердачной куклой считается Реггеди Энн, запатентованная художником Джоном Бартоном Грюэлем.
Справа — современные варианты Реггеди Энн.
Его дочь нашла на чердаке старую куклу, которую Грюэль отреставрировал. Когда его дочь тяжело заболела, он развлекал ее историями о приключениях любимой куклы. Врачи не смогли спасти девочку, и в память о ней Грюэль издал книгу сказок. Хозяин издательства предложил выпускать небольшие реплики оригинальной куклы, которые продавались бы вместе с книгами. Так простенькая «чердачная кукла» стала одним из самых узнаваемых персонажей американской культуры.
Чердачные куклы в примитивном стиле.
Впрочем, сегодня игрушки в этом стиле очень разнообразны – роднит их только наивный внешний вид, очаровательно-ностальгические наряды, милые аксессуары и намеренная «состаренность». Чердачных кукол обязательно ароматизируют «уютными» запахами – кофе, корица, ваниль.
Куклы-примитивы
Куклы-примитивы.
К чердачным куклам примыкают и куклы-примитивы. Часто довольно трудно провести водораздел, однако примитивов отличает намеренно упрощенная форма и утрированно грубое, неряшливое исполнение, часто парадоксальным образом требующее особого мастерства.
Комментарии закрыты.