По волнам моей памяти… Павильон Катальной горки. Ораниенбаум.

35

Катальная горка— павильон – важная доминанта Собственной ея императорского величества дачи. Строительство закончилось 1768 году.

Катальная горка не просто павильон – дворец, прекрасно оформленный как снаружи, так и изнутри.

Среди всех сооружений Верхнего парка неизгладимое впечатление производит павильон Катальной горки. Находясь на высоком береговом уступе, павильон, высотой тридцать три метра (государыня-матушка желая превзойти свекровь свою, Елизавету Петровну, повелела горку сию строить повыше и покруче), далеко виден с залива, с дороги, при подъезде к Ораниненбауму, из глубин парка. Скромное название “павильон” не отвечает тому значению, которое придавал Антонио Ринальди этому строению. Напоминаем читателям, что тридцать три метра это высота 12-этажного дома. Сюда нужно добавить 30 метров горы над уровнем Финского залива. С такой высоты не то, что Кронштадт виден… 

По волнам моей памяти... Павильон Катальной горки. Ораниенбаум.

Изящный силуэт чётко рисуется на фоне неба, а белые колонны, оттенённые светло-голубой окраской стен, придают облику павильона особую нарядность и лёгкость. Павильон не имеет аналогов в европейской архитектуре. Ринальди нашёл совершенно оригинальную трактовку парадного паркового сооружения, соединив монументальность с филигранностью и грациозностью.

По волнам моей памяти... Павильон Катальной горки. Ораниенбаум.

Павильон Катальной горки — №8.

По волнам моей памяти... Павильон Катальной горки. Ораниенбаум.

Верхний парк.

По волнам моей памяти... Павильон Катальной горки. Ораниенбаум.

Река Карста и мост Петровский.

По волнам моей памяти... Павильон Катальной горки. Ораниенбаум.

Макет павильона и Катальной горки сработан умельцами музея Ораниенбаум. К южному выступу павильона примыкал деревянный скат с тремя колеями шириной более шести метров. Коляски спускались по средней колее с четырьмя горками. Две боковые колеи – для поднятия колясок при помощи спецприспособ с блоками. Начинали спуск с галереи на высоте 20 метров. Остальные три горки преодолевались за счёт инерции движения (скорость спуска равнялась 40 км в час!!). Пыляев Михаил Иванович в своей книге “Забытое прошлое окрестностей Петербурга” пишет, что у матушки-государыни Екатерины, свет Алексеевны так и не хватило духу спуститься с этой горки. По обеим сторонам ската с горками (длина 300 метров) были сооружены крытые каменные колоннады-галереи (532 метра), по крышам которых, в хорошую погоду, разумеется, можно было прогуливаться и наблюдать за катающимися на горках. Галереи сии ограждались балюстрадой, которая была украшена сотней декоративных ваз и скульптур. Плотники Матвейка Потапов и Козьма Ипатов трудились над созданием “деревянного ската с машиною”, а столяры Карпуша Фёдоров и Васька Назаров “исполняли столярные работы по галереям”. Ивашка Дышин со товарищи штукатурные работы вели. А Никитка Угловский со товарищи – камень тесали.

По волнам моей памяти... Павильон Катальной горки. Ораниенбаум.

Двухмаршевая лестница ведёт на второй этаж, где находятся сорок две колонны тосканского ордера, связанные балюстрадой. Колонны сии образуют открытую галерею, окружающую павильон. Несмотря на свои внушительные размеры, павильон не подавляет своей величиной. Он соразмерен человеку, органически связан с окружающим парком. 

Не меньше, чем фасады, художественными достоинствами обладают интерьеры. Кованная орнаментальная решётка, изготовленная слесарным мастером И Фурстиком в 1769 году, придаёт площадке лестницы большую утончённость.

По волнам моей памяти... Павильон Катальной горки. Ораниенбаум.

С лестничной площадки дверь ведёт в Круглую залу, главное помещение павильона. Зала, диаметром более 12 метров, перекрыта куполом. По осям залы размещены три двери, соединяющие залу с лестницей, Охотничьим и Фарфоровым кабинетами. По центрам трёх стен, между выступами зданий, расположены тройные окна-двери (шторы на окнах-дверях для выхода на террасу родом из XXI века. Однако русские мастерицы шили их вручную по гравюрам XVIII столетия), центральное из которых решено в форме арки с полуциркульным завершением. Через оные можно выйти на балконную террасу, с которой открывают фантастические виды на парк и дали залива, на Кронштадт. Окна-двери щедро освещают Круглую залу и связывают интерьер с окружающим парком. Декоративное убранство залы и прежде всего необычное решение её пола усиливают это ощущение. Полы Круглой залы, Вестибуля и Охотничьего кабинета облицованы стюковиной, отшлифованной до зеркального блеска. Сейчас сделаны навесные полы из спецоргстекла (реставрация 2009-2022). (Stucco = штукатурка полированная, а по-русски — искусственный мрамор). 90% этой самой стюковины сохранились с тех самых лет, когда по ним ступали августейшие ножки (вот это качество работы!) Искусственный мрамор пола светло-синих, розоватых, жёлтоватых и зелёноватых тонов перекликается с отделкой стен. Десюдепорты украшены панно “Нептун”, “Наяда на дельфине” и “Амфитрида”, исполненные знаменитым Стефано Торелли. Стройность простенкам с дверными проёмами придают лепные венки и цветочные полоски, увенчанные высокими вазами с цветами.

Росписи Круглой залы сделаны замечательным орнаменталистом Серафино Бироцци. За роспись плафона и стен Круглолй залы маэстро получил 1600 рублей.

В полной гармонии с цветовой характеристикой залы исполнены и росписи шести панно. Они расположены в простенках между дверьми и окнами-дверьми, и выдержаны в блекло-зелёном и жёлтом тонах.

Схема купола, венчающего залу, отвечает схеме пола и состоит из двух частей – средней, расписанной под трельяж, украшенной ветвями и листьями, и широкой полосы падуги, разделённой на отдельные панно. В живописное убранство купола включены изображения ваз, фонтанов и бегущих ланей, а также лепные гирлянды и венки. За трельяжной сеткой средней части купола изображено небо, голубое-голубое. Визуально создана иллюзия света, льющегося сверху, и зрительно расширяющее внутреннее пространство Круглой залы. 

По волнам моей памяти... Павильон Катальной горки. Ораниенбаум.

Фарфоровый кабинет расположен в восточном крыле павильона. Площадь его равна двадцати пяти квадратным метрам. Однако из-за обилия света (с трёх сторон освещается четырьмя окнами) кабинет кажется более просторным. Парящие амуры – небольшие акценты на фоне голубого неба, создают эффект открытого пространства. Сорок различных по размеру и форме лепных консолей составляют декор Кабинета. Некоторые консоли-полочки поддерживают обезьянки, отчего кабинет сей иногда называют Кабинетом обезьян – задумка Антония Ринальди. Фарфоровые группы, украшающие все эти консоли, исполнены, по эскизам Антонио Ринальди, на заводе в Мейсене в 1772-1775 годах талантливым художником-скульптором И.-И. Кендлером и мастером М.-В. Асьё. Всего сорок фарфоровых групп, из которых только несколько дожили до наших дней (недостающие группы были сделаны в России при последней реставрации). Все они в аллегорической форме прославляют русский флот в Чесменской битве 1770 года.

В 1776 году фарфоровая коллекция прибыла в Ораниенбаум с письмом Ринальди, в котором маэстро указывал что, где и как расставить.

Плафон же, единственная часть кабинета, которой ничего “возвращать” не пришлось:плафон с фигурами путти только расчистили от наслоений грязи, укрепили, обработали от плесени и точечно на фонах воссоздали утраты (реставрация 2009-2022 годов).

По волнам моей памяти... Павильон Катальной горки. Ораниенбаум.

Охотничий (Белый) кабинет расположен в западном крыле Павильона (напротив Фарфорового кабинета). Живописи здесь нет. Лишь полотна двери расписаны по зелёному фону в технике гризайль (gris – “серый”, “grisaille” – живопись, выполненная в сером цвете). Прежде Охотничий кабинет называли Штукатурным – из-за того, что художественный облик кабинета определяет лепное украшение. Растительная лепнина мягко читается на светло-голубом фоне стен, которые украшены растительными гирляндами и атрибутами охоты. Всё это говорит о том, что павильон Катальной горки изначально мыслился заказчиком, как охотничий шале.

Украшения Белого (Охотничьего) кабинета напоминают последующие работы Антонио Ринальди в Мраморном и Гатчинском дворцах.

Интерьеры Катальной горки довольно сильно страдали от влаги и отсутствия отопления. Так, уже через одиннадцать лет после открытия Катальной горки архитектор Иван Ситников провёл реставрацию. 

По волнам моей памяти... Павильон Катальной горки. Ораниенбаум.

П-образных прудов возле павильона.

Павел Петрович, в 1801 году, осмотрев Катальную горку, запретил использовать павильон по назначению из-за ветхости сооружения;архитектор Иван Фок – ремонтные работы произвёл. В 1813 году колоннады-галереи рухнули. В 1818 году Александр Павлович выделил 50000 руб. на восстановительные работы. Но… это не спасло павильон. В 1827 году 50 тыс. рублей, выделенные императором Александром Павловичем его брат Николай Павлович обратил на построение дома для псовой охоты. В середине XIX века колоннады-галереи павильона Катальной горки представляли собой живописные развалины, а это, на минуточку, 160 пилонов и 772 колонны! “Всё сие поросло мелким кустарником и берёзками и … дерзкие зайцы избрали место сие своим прибежищем”. В 1858-1861 году их полностью разобрали. 

По волнам моей памяти... Павильон Катальной горки. Ораниенбаум.

Верхний пруд. Катальная горка – только часть огромная часть Собственной ея императорского величества дачи.

Источник: turizm.mirvokrugnas.com

Комментарии закрыты.

На данном сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать контент. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь на использование наших файлов cookie Принять Подробнее