Янтарная комната – один из самых уникальных и завораживающих шедевров искусства, который по праву считается Восьмым чудом света и своеобразным символом российско-германских отношений. История ее создания зародилась в Пруссии, равно как и события с ее исчезновением связаны с появлением в Екатерининского дворце нацистов из Германии, которые поспособствовали ее исчезновению. Несмотря на этот печальный факт к 300-летию Санкт-Петербурга один из самых уникальных памятников прикладного искусства, равному которому нет в мире, восстановили русские мастера, хотя и немцы не остались в стороне.
1. С чего начиналась история знаменитой на весь мир Янтарной комнаты
Янтарная комната – потерянный символ русско-германских отношений.
Сложно сейчас точно сказать, с чего начиналась история одного из самых загадочных и восхитительных шедевров мирового искусства, который заставлял замирать сердца даже у видавших виды государей. Тут нужно вспомнить о мел-эоценовом периоде, который начался 56 миллионов лет назад и закончился спустя почти 22 млн лет. Именно тогда на территории современного Балтийского побережья росли удивительные сосны, которые умели «плакать» золотистой смолой, со временем превратившейся в прекрасный камень – янтарь. Ярко-золотистый камень, в котором сохранились остатки доисторических насекомых с различными оттенками и степенью прозрачности, всегда вызывал восхищение, что и повиляло на его популярность на протяжении многих тысячелетий. Учитывая податливость янтаря, неудивительно, что ремесленники использовали его для изготовления украшений и даже целых панно, которые впоследствии стали основой при оформлении всемирно известной достопримечательности – янтарной комнаты.
Король Пруссии Фридрих I был инициатором создания Янтарного кабинета, а вот его сын Фридрих Вильгельм I подарил русскому царю Петру I.
Интересный факт: Желание короля Пруссии Фридриха I окружать себя роскошью и богатством стало первопричиной создания Янтарного кабинета, который предназначался для оформления одного из залов загородного дворца, перестраиваемого для супруги Софии-Шарлотты. Начало XVIII века ознаменовал всплеск развития янтарного дела в Германии, поэтому король и выбрал «слезы моря» или «дар солнца» (так еще называли янтарь) в качестве главного материала для декора.
2. Тонкости работы с янтарем во время создания панно для мировой достопримечательности
В мире вряд ли найдется еще один шедевр такого масштаба и красоты, который смог бы сравниться с Янтарной комнатой.
Мастерам пришлось изрядно «поколдовать», чтобы янтарь приобрел разные цвета и оттенки (Янтарная комната, Пушкин).
В 1701 году для работы над панно были использованы необработанный янтарь и янтарные изделия, которые без ограничений выдавались из дворцовых кладовых придворному архитектору и любимчику королевы И.Ф. Эозандеру, которому в столь непростом деле помогали известные мастера А. Шлютер, Г. Вольфрам, Г. Турау, Э. Шах и другие ремесленники, которых приглашали из других стран Европы. Обработкой же камней занимались мастера из Дании, которым предстояло не только идеально отшлифовывать поверхности, но и создавать нужный оттенок.
Западноевропейские мастера знали хитрости, которые помогли сохранить цвет и прозрачность янтаря на несколько веков (Янтарная комната, Пушкин).
Янтарную комнату заслуженно называют Восьмым чудом света.
Для этих целей в ход шли хитрости и тайные, рецепты, которые не сохранились до наших дней, но поговаривают, что янтарь вываривали в льняном масле, меде, смешивали клеящие составы с коньяком и другими секретными ингредиентами, чтобы получить разные оттенки от молочных до темно-красных. Кстати сказать, подобные эксперименты очень положительно повлияли на «дары моря», камень со временем не терял свой цвет и захватывающую прозрачность, хотя он к этому склонен.
Янтарная комната – жемчужина Екатерининского дворца.
Художникам досталась не менее сложная задача, им приходилось тщательно подбирать форму и цвет каждого камешка, чтобы получались узнаваемые детали, при создании мозаичных панно, на которых легко угадываются витиеватые растительные орнаменты, королевские гербы и вензеля, причудливые животные и многое другое не менее символичное. Учитывая сложность работ и то, что несколько раз менялся костяк команды, изготовление Янтарного кабинета затянулось на долгие годы. После смерти королевы в 1707 г. убитый горем король решил прекратить работы и установить уже в другом дворце панно, которые успели сделать, а создано было немало. Каждое произведение само по себе являлось шедевром и панелями из янтаря можно смело было украшать замок Шарлоттенбург. Но не сложилось, в 1713 г. король Пруссии Фридрих I умер, а его сын Фридрих Вильгельм I был настолько экономным, что сразу же отказался от дорогостоящего проекта.
3. Как Янтарная комната короля Пруссии оказалось у русского царя
В знак уважения прусский король подарил Янтарную комнату Петру Первому.
Несколько лет Янтарная комната хранилась в подвалах берлинского Цейхгауза, и так бы осталась забытой, если бы во время визита Петра I в 1717 г. она не попалась ему на глаза. Русский царь питал слабость ко всяким диковинкам, поэтому неудивительно, что недооцененное на родине сокровище очень уж ему понравилось. Фридрих Вильгельм I довольно грамотно распорядился Янтарным кабинетом. Он решил подарить его Петру I в придачу с роскошно обставленной яхтой Либурник, чем очень порадовал русского царя, мечтавшего украсить чем-то удивительным Кунсткамеру.
Понадобился не один десяток лет кропотливого труда мастеров из разных стран Европы и Росси, чтобы мир увидел подобную красоту (Янтарная комната, Пушкин).
И как бы не удивлялись современники короля такой расточительности, он точно знал, что делал. Мало того, что кабинет нужно было еще дорабатывать, а это, немалые деньги, так еще и неспокойное политическое положение, заставляло Фридриха Вильгельма I поддерживать дружеские отношения с Россией, которой удалось жестко проучить шведов, возомнивших себя властителями мира. Победа под Полтавой и благосклонное отношение могущественного соседа, обеспечили безопасность восточным границам Пруссии, что наилучшим образом повлияло на экономику страны, поэтому подарок можно считать дипломатическим, который стал своеобразной данью уважения Петру I и залогом дружеских отношений двух государств. В благодарность за столь щедрое подношение русский царь отправил в Пруссию 55 великанов-гренадеров для прохождения службы в Потсдамской гвардии, токарный станок и кубок, который сделал собственноручно.
Символы царской власти и предметы декора старинные мастера вырезали и собирали из янтаря (Янтарная комната, Пушкин).
Авторы хотели бы отметить, что Петр I так и не увидел кабинет в собранном виде. Доподлинно неизвестно почему так произошло, то ли государь не смог определиться кому доверить оформление Янтарной комнаты в Летнем дворце или не было возможности смонтировать панели, а может он охладел к полученному подарку, но ящики так простояли неразобранными много лет.
4. Янтарная комната при Елизавете I
При Елизавете Петровне Янтарную комнату начали собирать, дополняя другими произведениями искусства.
Когда императрица Елизавета Петровна взошла на трон, она вспомнила о том, что стоят ящики с удивительным подарком. Государыня немедля приказала придворному архитектору Бартоломео Растрелли украсить янтарными панно покои Зимнего дворца. Поскольку габариты залов во дворце намного больше нежели созданный кабинет, русским мастерам пришлось хорошенько постараться, чтобы интегрировать его в имеющееся помещение. Благодаря этому кабинет преобразился, появились зеркальные пилястры, спроектированные самим Растрелли, позолоченные элементы, приспособили недостающие детали, которые были доставлены из Кенигсберга в подарок Елизавете I от прусского короля Фридриха II, когда стало известно, что одной рамы для панно не хватает.
Янтарную комнату Елизавета I решила перенести в Царскосельскую летнюю резиденцию.
Пока Растрелли увеличивал Янтарную комнату для Зимнего дворца, государыня решила перенести ее в Царскосельскую летнюю резиденцию, которую она активно перестраивала. Архитектору ничего не оставалось делать, как снова адаптировать Янтарный кабинет под большое помещение, добавляя живописные вставки, зеркальные пилястры и другие детали, чтобы создать единую картину. К этому времени янтаря в комнате уже было около 6 тонн! Кстати сказать, цена на янтарь в тот период приравнивалась к стоимости серебра, так что убранство было супердорогим.
5. Преобразования Янтарной комнаты во времена правления Екатерины II
Обилие позолоты и зеркальных поверхностей вызывало особенное мерцание янтаря (Янтарная комната, Пушкин).
В Янтарной комнате живописные вставки заменили на панно из «слез моря».
Кода новая императрица взошла на престол, об Янтарной комнате никто не забыл, а как раз наоборот, началась новая ее реконструкция. В тот период была основана Царскосельская янтарная мастерская, специалисты которой и занимались обновлением. Было решено заменить живописные вставки, придуманные Растрелли, на мозаичное панно и пилястры из янтаря, появились уникальные предметы мебели и шкатулки, выполненные в технике маркетри (наборный рисунок из различных пород древесины), а также инкрустированные янтарем. Понадобилось 10 лет, чтобы комната превратилась в настоящую жемчужину Большого Екатерининского дворца. Все, кто попадал в захватывающей красоты комнату, называли ее Восьмым чудом света, ведь позолота и зеркала, которыми задекорировали зал, вызывали завораживающее мерцание янтаря, создавая чарующую атмосферу.
В Янтарной комнате появились предметы мебели, инкрустированные янтарем.
Янтарная комната после реставрации во времена Екатерины II
Интересный факт: Сохранились свидетельства, что после того, как оформление Янтарной комнаты было завершено, в ней начали происходить странные вещи. То слышались какие-то шорохи и странные скрипы, то внезапно гасли все свечи. Эти события не могли не беспокоить государыню, которая поручила 13 монахам провести соответствующие ритуалы, чтобы изгнать нечистую силу. Через 4 дня непонятные явления перестали происходить и больше никогда не замечали подобных «шалостей».
6. Роковые события XX века
Янтарная комната в период Великой Отечественной войны и все, что от нее осталось после освобождения.
Суровый XX век принес немало испытаний для Российской империи, и если монархическое государство перестало существовать, то умопомрачительная Янтарная комната сохранилась, несмотря на лихолетья Октябрьской революции и Гражданской войны. Царскосельский дворцово-парковый комплекс стал достоянием народа и сохранился практически в полном объеме. Чего не скажешь о Великой Отечественной войне, когда фашисты вошли в Царское село (Пушкин), они знали, что и где искать, ведь мировая известность Янтарной комнаты в этом случае сослужила недобрую службу.
Современные мастера разгадали старинные секреты, что позволило возродить утраченную достопримечательность (Янтарная комната, Пушкин).
Как ни прятали сотрудники музея янтарь, заклеивая его марлей и бумагой, закрывая щитами из фанеры, найти фантастической красоты шедевр было несложно. Янтарные панно, позолоченные детали и уникальная мебель были вывезены на историческую родину – в Пруссию, точнее сказать, в Кенигсбергский Королевский замок. Там его даже выставляли, вначале для узкого круга высокопоставленных лиц, а затем и на всеобщее обозрение. Пожар, случившийся буквально перед бомбардировками Союзнической армии, вынудил хранителя кенигсбергского собрания доктора Альфреда Роде спрятать панно и все ценности в подвал, что и помогло сохранить шедевры (правда, неизвестно для кого).
В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга Янтарная комната была открыта для посещения.
После этого события следы Янтарной комнаты потерялись, ученые и исследователи как с российской, так и с германской стороны, секретные службы, всевозможные ясновидящие и энтузиасты выдвигали массу теорий, где может быть спрятана Янтарная комната. Известно минимум о 130 местах, где предположительно хранится самая удивительная достопримечательность Большого Екатерининского дворца (начиная с Сибири и заканчивая Аляской).
Несмотря на то, что оригинальные панно так и не были найдены, Янтарную комнату полностью восстановили, теперь она открыта для посетителей.
Поскольку о местонахождении Янтарной комнаты ничего не было известно, в 70-х годах прошлого века началось восстановление шедевра. Советским мастерам пришлось досконально изучить старинную технику работы с янтарем, чтобы воссоздать панно таким, каким его изготавливали специалисты из разных стран мира. Германия так же не осталась в стороне, мало того, что частично ими финансировались реставрационные работы, так еще в 2000 году в Екатерининский дворец немцы вернули обнаруженную флорентийскую мозаику «Осязание и Обоняние» и наборный янтарный комод, которые изначально были элементами убранства кабинета. В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, один из самых значимых и таинственных шедевров музея-заповедника – Янтарная комната, была открыта для посещения.
Комментарии закрыты.