Что-то изменилось в самой жизни.

23

Что-то изменилось в самой жизни.

НАУКА

Я вырос в семье, в которой наука – то, чем занимался мой отец (он был доктором биологических наук), – почиталась как наиважнейшая система знаний, как самое лучшее, чему можно посвятить жизнь. Да и в окружавшем меня советском обществе статус науки и ученых поддерживался на высочайшем уровне. Быть научным работником считалось почетным и полезным делом. Научные знания и научное мировоззрение были базисом и содержанием всей системы образования и просвещения.

* * *

Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:

Ссылка на видео: https://youtu.be/02JmmNSfSYg

* * *

Сейчас этого нет. Представления людей о том, что такое наука, формируются случайным образом. Большинство утратило знание того, как отличать достоверные сведения от недостоверных, многие легко верят в любую чушь, существующую в информационном пространстве. А уж если она, эта чушь, предваряется фразой типа «британские ученые доказали…», то сомнения в истинности высказывания у некоторых и не возникают.

В головах многих размыта грань, отделяющая религиозно-мистические, бытовые, сказочно-мифологические и т. п. представления о мироустройстве от научных. Умы поглотила жуткая смесь псевдонаучных рассуждений то о «научном доказательстве» существования Бога, то о ниспровержении науки, которая «ничего не знает»…

Основа науки — опыт, эксперимент. Основа религии – вера в сверхъестественное, мистический опыт. Наука должна все подвергать сомнению, переосмыслению. В религии сомнения или недопустимы, или строго ограничены. Наука доступна не для всех, она требует развитого интеллекта, долгой и упорной учебы. К религии может обратиться каждый.

Наука — это не только система знаний и методов, но и отрасль, система организации научной деятельности.
Важно всегда иметь в виду и не путать научное знание как таковое с деятельностью институтов и ученых.

* * *

НЕИЗВЕСТНОЕ

Неизвестное как возможное событие: то ли произойдёт, то ли нет.

Неизвестно: дождь пойдёт или нет? Хватит денег до зарплаты или возникнут непредвиденные расходы? Доживу я до 80 лет или Господь пораньше приберет?

С этим классом неизвестностей все мы, так или иначе, умеем «работать», никакой особой подготовки тут не требуется. Достаточно житейского опыта и здравого смысла.

Есть другая неизвестность — религиозная.

Неизвестное во всех религиях занимает наиважнейшее место. Лиши религии принципиального незнания – и нет религии. Именно принципиального, в принципе не достигаемого, непознаваемого, как сам Бог и его сущность, как Страшный суд и его исход, как сроки Апокалипсиса и Второго пришествия Христа.
Как «работать» с этой неизвестностью сказано в правилах церковной жизни, об этом говорят священнослужители, об этом написано в религиозной литературе: как следует жить, чтобы заслужить милость Господню и Царствие небесное.

Есть третья неизвестность — объект научного познания.

Исходная позиция ученого-исследователя: что сегодня не познано, будут познано завтра. То есть мир принципиально познаваем, мы шаг за шагом отвоёвываем у неизвестного куски его территории. В рамках этой парадигмы — научного познания — неизвестное (уже ставшее объектом постижения) мысленно расчерчено на участки, на области, подлежащие «завоеванию», сконцентрированы необходимые ресурсы и идет планомерная работа.

Напрашиваются ассоциации с военными действиями, но я бы использовал образ археолога, слой за слоем углубляющегося в грунт в поисках новых открытий.

Есть четвертая неизвестность — самая таинственная.

Она похожа на первую, но у нее иная природа. В первой речь идет о событиях возможных, уже нёкогда происходивших. В четвертой неизвестности речь идет о событиях и результатах никогда не бывших и о которых нет возможности говорить как о «точно возможных» или «наверняка невозможных».

Я говорю о классе сложных явлений с непредсказуемой динамикой. Такие явления встречаются и в природе, и в обществе.

Современная физика изучает широкий класс нелинейных явлений, исход которых либо непредсказуем, либо составляет некий спектр возможностей. Никаких психологических трудностей (у физиков) в связи с изучением этих явлений не возникает, потому что физики хорошо вооружены, их психика (у сообщества в целом, а не у отдельных особей) устойчива. Развились соответствующие отрасли — нелинейная механика, оптика и пр., синергетика. Работа идёт и всем от этого хорошо.

Совершенно иная картина в сфере социальных явлений.

Степень их предсказуемости низка, а последствия чувствительны для миллионов.

Взялись в феврале 1917 года в Российской империи устроить революцию. Царя скинули, армию распустили. Хотели разных свобод! Получили. Свободы докатили страну до октября того же года, и вот вам еще одна революция.

Ожидаем ли был этот результат? Нет, разумеется.

И Февраль был для времен ему предшествующих неизвестным, и Октябрь.

Это не означает, что никто не желал революционных изменений и к ним не стремился. Стремились и желали. И как-то себе представляли желанный результат. Но то, что произошло, его форма и содержание были далеки от фантазий и образов протагонистов революций.

Неизвестное окружает нас как бесконечное пространство, позволяет себя познавать, увеличивая и увеличивая границу, площадь поверхности, отделяющую познанное от непознанного.

И если Вернадский придумал «сферу знания», «сферу разума» – ноосферу, то я вот прямо сейчас объявляю о существовании «сферы незнания», окружающую этот маленький шарик ноосферы. И дам ей название: агниосфера, от греческого агния — незнание.

Так стоит ли выполнять бесконечную работу постижения незнаемого, которая не может завершиться результативно, поскольку никто не знает, в чём этот результат состоит и может ли состоять хоть в чём-то в принципе?

Да, стоит. Потому что цель и смысл человеческой жизни состоит в возможности предаться этому бесконечному и безрезультатному процессу познания неизвестного. Именно это и есть блаженство, а вовсе не отключка ума, которой тщится достичь дзен-буддист, и не мелочно-меркантильное стремление к «жизни вечной».

И еще об одном, нравящемся мне образе неизвестного.

Если представить себе область познанного, известного, как круг или сферу, а область непознанного, неизвестного, как то, что находится вне их, то окажется, что граница между познанным и непознанным (окружность или поверхность сферы) по мере увеличения знания растет.

Можно сказать, что масштабы, размеры, объем непознанного (агниосферы) растет вместе с ростом области познанного! Мне этот парадокс нравится.

Неизвестное и таинственное. Как близки эти слова и понятия: раз таинственное, то есть содержащее тайну, стало быть, оно — неизвестное. Но сколь же очевидны и ощутимы отличия в эмоциональной окраске этих слов!
И главное состоит в том, что тайна — это не просто неизвестное, а неизвестное именно вам, но совершенно точно известное кому-то. Тайна, неизвестная вообще никому — даже в прошлом, — вовсе не тайна, а нечто непознанное.

И напоследок.

Со школьных лет в голове сохраняются какие-то слова и образы из числа тех, что проходили в школе.

У меня среди них живет фраза «езда в незнаемое». Фраза эта – из стихотворения Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии»:

Поэзия
— вся! —
езда в незнаемое.

Поэзия —
та же добыча радия.

В грамм добыча,
в год труды.

Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.

Не только поэзия, но и проза, в общем, тоже езда в незнаемое…

Так что закруглюсь на этом: пора ехать дальше — в эту манящую, светящуюся тьму. Запомните: неизвестное — важная часть картины мира и мировоззрения. О нём надо помнить, думать, с ним взаимодействовать.

* * *

«Операция Ы»

Что-то изменилось в самой жизни.

Среди людей не только моего поколения, но и, как мне кажется, и среди нынешней молодежи советские комедии остаются популярными. У этих фильмов появилась новая – мировоззренческая! – роль: они приоткрывают окно в ушедший мир, в другую цивилизацию, основанную на других ценностях. И мир этот оказывается привлекательным!

Хотя современная пропаганда вот уже 30 лет пытается его очернить и внушить, что ничего ужаснее Советского Союза не было…

«Операция Ы» — один из фильмов, оказавших столь мощное воздействие на русскую культуру, что место ему не только в моём перечне, но и в пантеоне величайших шедевров кинематографа. Да-да, ничуть не менее значительное, чем фильмы Бондарчука, Тарковского, Кончаловского, Михалкова и прочих признанных мэтров.

Количество зрителей, посмотревших «Операцию Ы» в кинотеатрах Советского Союза в первый год проката — а фильм вышел в прокат 16 августа 1965 года, то есть речь идет лишь о 4,5 месяцах, оставшихся до конца года, — стал рекордным для всего года: почти 70 млн зрителей!

Сколько зрителей его посмотрело за всю историю существования — точно сказать не берусь, но думаю, что все жившие в это время люди, понимавшие русский язык, и изрядное количество тех, кто смотрел фильм с переводом. Наверное, не меньше, чем полмиллиарда.

Эти же слова можно сказать и о других шедеврах Гайдая: «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» и других.

Весной 1964 года Леонид Гайдай, снявший к тому времени очень успешные короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики» и черно-белую кинокомедию «Деловые люди», взялся за новый фильм, утвердив на «Мосфильме» сценарий Якова Костюковского и Мориса Слободского под названием «Несерьезные истории».

Подключившись в качестве третьего соавтора к доработке и переработке сценария, в результате чего изменилось и количество новелл, и их содержание, а также введены новые персонажи, Гайдай уже летом начал кинопробы и в течение года закончил работу над фильмом.

Я не преувеличу, если скажу, что фильм просто потряс всех нас — советских кинозрителей 1965 года!

Мне тогда было 15 лет — возраст самых верных поклонников кино. Разумеется, всем жанрам такие, как я, предпочитали комедии и боевики. Ни тем, ни другим мы обделены не были.

Если вспомнить фильмы, шедшие на экранах именно в 1965 году, то даже несколько названий подтвердят сказанное: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Тридцать три», «Спящий лев», «Бей первым, Фреди!», «Лимонадный Джо». Кажется, в том же году вышел и «Разиня» с Луи де Фюнесом и Бурвилем. В общем, толк в комедиях мы — зрители 60-х — знали…

Кроме бесконечного каскада шуток, гэгов, фильм воспринимался как очень близкий, совершенно «родной», поскольку герои были узнаваемыми, «типичными», детали их быта в точности совпадали с тем, что нас окружало в реальной жизни. Одежда, интерьеры, поведение героев, их мотивации и ценности — всё соответствовало эпохе. И даже выбор именно технического ВУЗа для героев «Наваждения» отражал общий настрой времени.

Цитатами из фильма обменивались тут же, в зале, затем выходя из кинотеатра и потом в течение всей жизни.

Из первой новеллы — «Напарник»:

— Если я встану, ты у меня ляжешь!

— Она готовится стать матерью! — А я готовлюсь стать отцом!

— Ах, ты – зрячий?! Сейчас будешь слепой!

— В то время, когда наши космические корабли бороздят просторы Вселенной…

— Какой-какой матери? — Парижской. Бога-матери.

— Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы… Кто хочет сегодня поработать?
— Огласите весь список, пожалуйста.

— Влип, очкарик?!

— Скоро на тебя наденут деревянный макинтош, и в твоём доме будет играть музыка. Но ты её не услышишь!

— А компот?!

— Правильно! И мух отгоняй.

— Пойми, студент, сейчас к людям надо помягше. А на вопросы смотреть ширше.

— Надо, Федя, надо!!!

Из новеллы «Наваждение»:

— Экзамен для меня всегда праздник, профессор!

— Билет номер девять. Приём!
— Что вы сказали? Какой «приём»?
— Я сказал не «приём», а «при нём». Билет номер девять, а при нём задача.

— А я не могу! У меня горло.
— Горло… И голова?
— И голова.
— Без мозгов?
— Без мозгов.

Из новеллы «Операция Ы»:

— Налетай, торопись, покупай живопись!

— Где этот чёртов инвалид?!

— Это несерьёзно!
— Нет, не пойдет!
— Я на русалках больше заработаю!
— Курам на смех!!!
— Ваши условия.
— Триста… тридцать!
— Каждому!

— Почему «Ы»?
— Чтоб никто не догадался.

— До шести лет. Нет, не пойдёт.

— Всё уже украдено до нас.

— Извините, не нам, а вам.
— Нет, на этот раз именно вам!

— Я вам денежку принёс, за квартиру, за январь.
— Вот спасибо, хорошо, положите на комод!

— Бабуля! Закурить есть?
— А где бабуля?
— Я за неё.

Что еще, как мне кажется, надо сказать, вспоминая советские комедии. В лучших из них сочетались юмор и сатира.

Сатира — как жанр — сегодня просто исчезла из жизни. Попытки её как-то оживить удачными не стали.

Что-то изменилось в самой жизни.

Думаю, тут действуют следующие факторы.

Один — второстепенный: отсутствие цензуры не понуждает к иносказанию, «фига в кармане» не нужна, её можно просто поднести прямо к любому носу.

Второй фактор, думаю, главный: нет той социальной надежды на изменения к лучшему, на борьбу с недостатками, которая была в обществе в те годы.

После всего произошедшего со страной и народом, после активного участия юмористов-пересмешников в разрушении государства и жизнеустройства у народа нет ни прежних ожиданий, ни оснований…

Сатирой в сегодняшней жизни ничего изменить нельзя.

А вот старые фильмы, утратив злободневность прежней сатиры, донесли до нас свой ЮМОР и ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ ЭПОХИ. (Выделено мной, Веб Рассказ)

Что-то изменилось в самой жизни.

Это были отрывки из книги — Слова и смыслы. Автор Сергей Белкин.

ИСТОЧНИК

* * *

В этих главах написано гораздо больше, мной выбрано немного — только то, чем я захотел с вами поделиться, а полностью вы можете прочитать по ссылке на источник.

На этом всё, всего хорошего, читайте книги — с ними интересней жить!

Юрий Шатохин, канал Веб Рассказ, Новосибирск.

До свидания.

Источник: sreda.temadnya.com

Комментарии закрыты.

На данном сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать контент. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь на использование наших файлов cookie Принять Подробнее