Минфин предложил мотивировать топ-менеджеров госкомпаний через их акции

0

По мнению ведомства, руководителей компаний можно поощрять акциями или финансовыми инструментами, доходность которых зависит от изменения стоимости бумаги, потому что это заставит их стремиться к улучшению финансово-экономических результатов

Минфин предложил дополнительно мотивировать топ-менеджеров госкомпаний, акции которых либо допущены, либо запланированы к публичному размещению на биржевых площадках.

В ведомстве считают, что руководству следует предоставлять поощрения в виде акций компании или финансовых инструментов, доходность которых зависит от изменения стоимости бумаги. Эта система будет способствовать работе управляющих над улучшением финансово-экономических результатов компании, ростом капитализации и выходом на биржу. Документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Комментирует инвестбанкир, основатель медиасистемы «Биткоган» Евгений Коган:

— Стимулировать менеджмент компании акциями или опционами — это распространенная практика. На мой взгляд, она очень разумная, потому что убирает конфликт интересов между менеджментом и акционерами. Менеджменту всегда хочется получить максимум бонусов, а акционерам всегда хочется получить максимум дивидендов. Менеджмент получает как основной бонусный пул акции или опционы на те же самые акции. И менеджменту так же выгодно, как акционерам, если будет расти капитализация компании, дивиденды и так далее.

— Какая сейчас система мотивации?

— Разная. Дело в том, что есть госкомпании, которые уже торгуются на бирже, и здесь практика давать акции или опционы существует. А если компания не торгуется, тогда основная мотивация менеджмента — это бонусный пул. Я вообще считаю, что менеджеры должны получать копейки как фиксированную зарплату, и 80-90% их именно доходов должны идти либо из акций, либо из дивидендов, либо из бонусов, напрямую связанных с устройством капитализации. Дело в том, что это частая ситуация, когда у бизнеса пропала прибыль, а менеджмент приходит с большой шапкой и говорит: а вы мне сюда денежек насыпьте, потому что я работал, я старался, вот мне деньги и платите. Поэтому принцип прост: чем больше менеджеры компании зависят от финансовых результатов, которые выражаются в дивидендах и в итоге в росте капитализации, тем лучше. А уже сколько этот процент — ну по мне так до 90%.

Сейчас действующая система мотивации топ-менеджмента основана на достижении их ключевых показателях эффективности и функциональных ключевых показателях эффективности. Говорит директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Ф-брокер» Александр Тимофеев:

Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Ф-Брокер» «У вас есть просто хороший бизнес — ну, например, «Газпром», но он не очень хороший для акционеров по дивидендам и по тому, как ведут себя котировки. Или «Сургутнефтегаз», который тоже прекрасный бизнес с большим кеш-флоу, но далеко не такой же привлекательный с точки зрения миноритария. Вот эта тонкая грань, как стимулировать менеджмент, чтобы они работали именно на увеличение акционерной стоимости, то есть на увеличение котировок, — вопрос очень творческий. Кажется, что та инициатива, которую мы видим на уровне государства, без конкретных KPI непонятна, а с конкретными KPI она, скорее всего, работать не будет, потому что здесь стимулирование опционными пакетами, стимулирование привязки к росту стоимости акций довольно сложная история. Когда мы говорим про компании, которые планируют приватизировать, например, «Росатом», то понятно, что здесь влияние менеджмента очень велико. Но одновременно абсолютно любые промахи и провалы можно списать на благоприятную внешнеэкономическую ситуацию или просто-напросто на санкции. Давайте посмотрим правде в глаза: компании уровня государственного, которые будут приватизироваться — это компании, в которых основной акционер потенциальный, это совсем не рядовой российский физик и совсем не миноритарий, — это все-таки компании, которые ориентируются на то, чтобы привлечь крупных западных институционалов или хотя бы российских институционалов. И здесь, с этой точки зрения, нужен не какой-то хитрый KPI, это называется не investor relations, а government relations, то есть GR. Поэтому инициатива с точки зрения привлечь внимание к этой проблеме и поговорить неплохая, но пока очень сомнительно, что эта инициатива реально даст добавочную ценность. Перед тем же «Газпромом» странно было бы ставить цель, чтобы «Газпром» вырос в три раза в следующем году. Перед РЖД, согласитесь, довольно абсурдно ставить цели, в которых основным компонентом была бы не стабильность перевозок и работы всей транспортной системы Российской Федерации, а размер дивидендов. Поэтому это учитывать, безусловно, надо, но я очень сомневаюсь, что в дальнейшей кулуарно-политической борьбе точка зрения Минфина восторжествует».

По мнению директора департамента регулирования имущественных отношений Минфина Андрея Воронцова, предложенная программа мотивации будет способствовать достижению цели по росту капитализации российского фондового рынка до 66% ВВП к 2030 году.

Источник

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.

На данном сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать контент. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь на использование наших файлов cookie Принять Подробнее