Регулятор в своем новом аналитическом материале указывает на то, что рост спроса по-прежнему опережает возможности наращивания выпуска товаров и услуг. А это, в свою очередь, приводит к повышению цен и, как следствие, к устойчивой инфляции
Потребительские цены в октябре выросли на 8,2% с учетом сезонной корректировки в годовом выражении. В сентябре рост был 9,9%. Это данные ЦБ.
Регулятор при этом отмечает, что рост цен на многие товары и услуги в октябре ускорился. Так, если инфляция в сегменте непродовольственных товаров составила 5,7%, продовольственные товары подорожали на 9%, то инфляция в сфере услуг составила уже 11,3% год к году.
Business FM попросила главного экономиста «Т-Инвестиции» Софью Донец сравнить показатели Росстата с инфляцией, которую фиксируют аналитики Т-банка по чекам своих клиентов:
Софья Донец главный экономист «Т-Инвестиции» «Данные, которые мы наблюдаем по клиентам банка, по их расходам, по чекам, как растут цены на их потребительскую корзину, отличаются от инфляции Росстата, потому что наш клиент отличается, возможно, от среднего россиянина, потому что клиенты смещены и по возрасту — в поле молодого возраста, и по размещению — например, в мегаполисы больше, чем в регионы. Но при этом связь, безусловно, есть, мы видим, что большую часть времени наша инфляция близко находится к инфляции Росстата. При этом наша инфляция более волатильна. Она охватывает только товарные группы. Пока в нее не включены услуги, мы работаем над этим. В целом, мы видели эпизоды, когда инфляция, по нашим данным, отклонялась от росстатовской, но бывало такое, что они сходились за счет того, что наша инфляция снижалась, потому что она умеет ходить в обе стороны в том числе потому, что есть эффект скидок и акций, который исключен из расчета Росстата. Этот эффект скидок и акций очень интересно был проиллюстрирован последними двумя месяцами. В октябре мы видели резкое ускорение цен, а в последнюю неделю, в ту самую неделю скидок, неделю «черной пятницы», мы увидели снижение цен — не просто замедление роста, а снижение цен почти на 1 процентный пункт, которое частично компенсировало взлет октябрьских значений. То есть это, возможно, действительно история про то, что какие-то цены повышались наперед, а затем как реакция на спрос, как реакция на такую подстройку к спросу они могут даже снижаться. Пока наша инфляция превышает 10% с начала года против 7% Росстата. Так же было и по результатам прошлого года. По итогам прошлого года наша инфляция составила около 9% против 7,5% данных Росстата. Такое превышение, наверное, нормально».
В ЦБ уже заявили, что для сдерживания роста спроса требуется дополнительная жесткость денежно-кредитных условий. Комментирует ведущий аналитик «Цифры брокер» Наталия Пырьева:
Наталия Пырьева ведущий аналитик «Цифры брокер» «Запрос с повышением ставок уже был решен по итогам заседания в октябре. По итогам прошедшего заседания в комментарии было сказано о том, что ставки повышаться будут и, более того, будут повышаться ровно до тех пор, пока не появятся явные признаки замедления инфляции, и что предельного уровня ставок, до которого Банк России может дойти, нет. Исходя из ранее обновленного среднего прогноза по ключевой ставке, мы понимаем, что на заседании в декабре открыт вопрос о повышении ставки до 22% либо до 23%. И новые комментарии — подтверждение того, что риторика остается жесткой, она нас готовит к тому, что не стоит в ближайшем будущем рассчитывать на какие-то послабления А дальше уже будет видно в 2025 году. То есть если будет повышено до 23%, но при этом мы продолжим сталкиваться с высокой инфляцией, открывается возможность для повышения до 24% и даже до 25%, а может быть, и выше».
Сигнал регулятора предельно ясен, однако не все эксперты согласны с тем, что Центральный банк идет правильным курсом. Продолжает кандидат экономических наук, экономист Лазарь Бадалов:
Лазарь Бадалов кандидат экономических наук, экономист «Вопрос еще заключается в том, что имеются не монетарные причины нынешней инфляции. Это, наверное, в первую очередь объясняет низкую чувствительность текущей ситуации к повышению ставки. Поэтому насколько дальнейшее повышение целесообразно? И каков предел прочности даже не экономики, а ситуации на финансовом рынке с точки зрения роста процентных ставок? В своих комментариях ЦБ продолжает демонстрировать уверенность в том, что и дальше может повышать ставку до победы над инфляцией. Но мы понимаем, что эти пределы не безграничны. Многое будет зависеть от годовых результатов, от состояния различных секторов экономики, потому что мы видим равнонаправленную ситуацию в секторе экономики, где наблюдается спад».
Следующее заседание ЦБ по ключевой ставке запланировано на 20 декабря 2024 года.
Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.