Автор фото, t.me/babinetssergey
В Чечне вооружённые люди напали на адвоката Александра Немова и журналистку Елену Милашину, сообщили во вторник правозащитный центр «Мемориал» (российский суд принял решение о ликвидации «Мемориала», а Минюст объявил «иноагентом») и «Новая газета Европа» (издание признано в России нежелательной организацией).
Как сообщают правозащитники, автомобиль Немова и Милашиной по дороге из аэропорта в Грозный заблокировали вооруженные люди, затем они ногами избили журналистку и адвоката, отобрали и уничтожили документы и технику.
«При избиении им говорили: Вас предупреждали. Уезжайте отсюда и ничего не пишите», — говорится в сообщении «Мемориала». По информации «Команды против пыток», после нападения Немов и Милашина с трудом передвигались и говорили, а у адвоката повреждена нога — предположительно, речь идет о ножевом ранении.
У Милашиной сломаны пальцы и она периодически теряет сознание, сообщили правозащитники.
«У неё ушибы по всему телу, голова обрита наголо и вся в зеленке», — сообщил «Мемориал».
«Обоих били ногами, руками, полипропиленовыми трубами, припоминали им всю их активность: работы, суды, процессы, на которые они ездили, про что Лена Милашина писала. То есть, судя по всему, это явно не бандитское нападение. Это нападение за их деятельность», — рассказал руководитель «Команды против пыток» Сергей Бабинец.
Немов и Милашина прилетели в Грозный на вынесение приговора жене экс-судьи Верховного суда Чечни Зареме Мусаевой, которую в январе 2022 года похитили в Нижнем Новгороде чеченские силовики. В итоге Немов не смог присутствовать на вынесении приговора его подзащитной. В его отсутствие Зарему Мусаеву приговорили к 5,5 годам колонии общего режима.
Это уже не первый случай нападения на Елену Милашину в Чечне. В феврале 2020 года ее и адвоката Марину Дубровину избили в Грозном, куда они приехали на суд над автором видеоролика «Как живут Кадыров и его соратники». Милашина тогда сказала Би-би-си, что связывает нападение с недовольством властей Чечни ее публикациями.
Елена Милашина много лет работала в «Новой газете» (до того момента, пока издание не прекратило деятельность на территории России), она специализируется на расследованиях. Большая часть ее публикаций связана с нарушением прав человека в Чечне.
В расследованиях Милашиной в «Новой газете» рассказывалось о внесудебных казнях жителей республики, а также о преследовании и пытках чеченских геев. Чеченские власти настаивали на том, что описываемые события не соответствуют действительности.
«Инцидент исчерпанным считать нельзя»
Из больницы в Чечне Елену Милашину и Александра Немова на машине скорой помощи повезли в Беслан (Северная Осетия), сообщила уполномоченная по правам человека в России Татьяна Москалькова. Она поговорила с Милашиной по телефону и заверила, что им будет обеспечена безопасность.
Милашину и Немова в Беслан сопровождает уполномоченный по правам человека в Чечне Мансур Солтаев. Чеченский оппозиционер Абубакар Янгулбаев, сын Заремы Мусаевой, в разговоре с Би-би-си обратил внимание на то, что «это тот же Мансур Солтаев, несмотря на то что он вроде бы правозащитник при Кадырове, официально уже заявлял, что он занимает позицию кадыровскую — то есть, против нашей матери». Янгулбаев предположил, что виновных в нападении не найдут.
«Инцидент исчерпанным считать нельзя», — заявила «Интерфаксу» Москалькова, уточнив, что она обратилась в управление Следственного комитета и прокуратуру Чечни с просьбой провести проверку в связи с произошедшим.
Замглавы комитета Госдумы по информполитике Евгений Попов также сообщил, что направит запрос по поводу нападения на Милашину и Немова генеральному прокурору. А сенатор Андрей Клишас заявил, что «нападение на журналиста и адвоката в Чечне требуют жесткой реакции правоохранительных органов».
Специальный корреспондент Русской службы Би-би-си Анастасия Лотарева – о работе Елены Милашиной в Чечне:
«За пару недель до войны я говорила с Еленой Милашиной — она покинула Россию после очередной порции угроз. Риски, привычные для журналистов в России, в случае Милашиной дополнялись угрозами персональными и смертельными, связанными с регионом, с которым она работает.
В 2006 году убили Анну Политковскую, которую Милашина называет своим учителем. В 2009 — убили коллегу и подругу Наталью Эстемирову. Самой Милашиной много угрожали, на нее нападали, били. Она рассказывала в интервью, что фактически отказалась от семьи, чтобы не подвергать близких опасности.
В том предвоенном разговоре я спросила — как бы заранее предполагая ответ — что скажете молодым журналистам, которые интересуются Чечней и хотят в ней работать? Сейчас это, наверное, невозможно? «Как это невозможно, — сказала Милашина. — Обязательно надо работать и, конечно же, это возможно. Читайте источники. Общайтесь с людьми. А главное — нужно ездить на суды. Все забывают про суды, а в них можно получить информацию, как раз поговорить с людьми».
Именно в суд, на вынесение приговора Зареме Мусаевой, пожилой и нездоровой женщине, чья вина только в детях-оппозиционерах, вместе с адвокатом сегодня ехала Милашина. Когда я с утра прочитала новости — я не поверила своим глазам, почти невозможно поверить, что в 2023 году независимая журналистка с такой историей как у Милашиной может вообще решиться поехать в Чечню и работать там. Но именно в этом и состоит ее история».
Комментарии закрыты.