Мастерская сломанного счастья
Появление в семье больного ребенка – всегда безусловный и ощутимый удар для его родителей. Можно ли принять ситуацию, ежедневно наблюдая страдания своего чада, и выстроить при этом гармоничную жизнь? Можно ли быть счастливой матерью особенного ребенка?
Об этом мы поговорили со специалистами АНО Центра психологической и социальной поддержки «Мы вместе!».
«Не спрашивай у Бога: за что? Подумай: зачем?».
Не берусь утверждать, что точно процитировала довольно расхожее понятие. Кроме того, многие довольно вольно его произносят, правда, его суть точно ясна всем – судьба не дает испытание просто так. Обычно через него доводится пройти ради определенных выводов и опыта. Но не всегда хватает обывательских сил для самостоятельного понимания ситуации и выхода из нее.
Центр психологической и социальной поддержки «Мы вместе» был создан группой энтузиастов в апреле 2020 года.
В инициативную группу вошли педагоги, медики и психологи, которые поняли, что давно созрела потребность в создании подобной организации, целью которой является помощь мамам детей с особенностями развития. Была разработана уникальная система не только комплексного физического оздоровления самих детей, но и ментального исцеления их замученных мам.
— Наши специалисты давно выдвинули такую гипотезу, что между матерью и ребенком существует психологическая пуповина, — рассказывает основатель центра Анастасия Малашнева, — И эту сильную связь до сих пор недооценивают. Большое влияние на состояние ребенка оказывает состояние матери. И мы решили доказать свою гипотезу, начав заниматься именно с мамами.
По словам моей собеседницы, женщины в таких ситуациях чувствуют себя одинокими и брошенными. Как правило, они полностью сосредоточены на своих особенных детях, совершенно забыв о себе.
— Если мама себя потеряла, злится или находится во власти постоянных страхов, ресурс у ребенка тает на глазах, — продолжает Анастасия, — И наоборот, если мама волшебно распаковывает свой ресурс, с ребенком происходят настоящие чудеса.
Правда, отмечают специалисты, в случае механического значительного повреждения мозга процессы выздоровления идут намного медленнее. Но все же идут. И уже через месяц кропотливой работы, даже в режиме онлайн, уже заметен прогресс.
— Мамы особенных детей часто окружают своих чад излишней опекой, — говорит Анастасия, — Она, подобно куполу, нависает над ребенком, сковывая ему движения и перекрывая кислород. Ребенок перестает бороться сам. Мы помогаем мамам снять этот контроль и дать ребенку самому как-то действовать. Чувство вины у матери, которая также нередко присутствует в таких случаях, исчезает. Меняются и мама, и ребенок.
К сожалению, постоянное упоминание мам вызвало закономерный вопрос: а где папы этих детей? Ответ был не менее ожидаем.
Увы, сильный пол нередко слабовольно сливается из таких семей, взвалив все заботы на плечи своих прекрасных половин. Но, справедливости ради, отцы особенных детей в ряде случаев все же проявляются сознательность и активно участвуют в жизни своей непростой семьи. Конечно, до определенного возраста ребенок все же намного теснее связан с мамой, но присутствие отца в его жизни не менее важно. Но полные семьи в ответственными главАми, также нуждаются в помощи.
— Работа по взаимодействию со своими мужчинами – это отдельный пласт, — продолжает Анастасия, — После обращения к нам у многих улучшаются отношения в семье. Ведь больной ребенок – это еще это испытание, часто он становится причиной раздоров. После нашей работы оба супруга становятся намного счастливей.
Что касается самой методики, то ее деталей собеседники раскрывать не стали. Разрабатывали ее целой командой в течение года. Затем тестировали на добровольцах. И лишь после того, как программа отлично показала свою эффективность, ее официально зарегистрировали.
— В наших группах постоянно занимается до 60 человек, — говорит Анастасия, — В октябре 2020-го года мы выиграли грант в Президентском фонде, с помощью которого смогли реализовывать нашу программу в течение пяти месяцев. До этого работали полностью своими силами.
Кстати, ряды как специалистов, так и волонтеров центра постоянно пополняются. И если в начале 2020-го года там едва набиралось 10 человек, то сейчас их количество перевалило за 60. К специалистам присоединились и мамы из числа первых пациентов, которые становятся кураторами-волонтерами, причем, весьма успешно, потому что сами находятся внутри этой ситуации.
— Они передают не только знания, но и мотивацию, — рассказывает моя собеседница, — Проводятся вебинары, учим осваивать эмоциональный интеллект. И, в первую очередь, учим мам управлять своими эмоциями, чувствами стыда, вины и т.д. Постсоветское общество, к сожалению, активно поддерживает эти страхи.
И, напоследок, мы решили чуть более детально поговорить на тему психосоматики.
Пока данное явление официальная медицина признает не полностью. Клиническими названы случаи, когда психосоматика вызывала проблемы с кожей, дыхательными путями и ЖКТ.
Однако, специалисты центра уверены, что психологическая подоплека лежит в основе повального количества заболеваний, если не всех. Просто это пока не доказано. Но все впереди.
Например, разбираясь с психологическими проблемами матерей и наблюдая положительную динамику у детей, специалисты центра установили, что ребенок отражает эмоциональное состояние мамы, как во время беременности, так и сразу после рождения.
Например, ни для кого не секрет, что аутизм становится настоящей эпидемий, нарастая параллельно усилению стрессовой ситуации во всем мире. Особенно, в пору второго года пандемии Ковид-19, когда почти все человечество испытывает серьезный стресс.
Поэтому в центре уверены, что нуждающихся в их помощи в будущем будет становиться все больше, и больше. Зачастую приходится разбираться с проблемами мам, что родом из совсем далекого детства.
— В любой жизненной ситуации есть множество возможностей посмотреть на все под другим углом и помочь другим, — уверена Анастасия Малашнева, — Многое зависит от личного восприятия того или иного события.
Конечно, со многими можно попытаться разобраться самостоятельно, но все же лучше обращаться к специалистам. Всем читателям – здоровья и эмоциональной стабильности.
Группа центра психологической и социальной поддержки в Телеграм «Мы вместе»
Беседовала Альбина Ахметова, журналист, сценарист
Комментарии закрыты.