На Востоке, как и в России, резиденции монархов и вельмож служили средством зримого выражения власти, следовательно, монументальность дворцовых сооружений вбирала в себя высшие достижения архитектуры и искусства каждого народа, каждой страны.
Дворец Бейт эд-Дин у города Дэйр эль Камар — значительный памятник ливанской архитектуры XIX века. Построенный итальянскими архитекторами для эмира Башира Шихаба Второго, дворец сочетает в себе лучшие черты изысканного барокко и традиционного арабского стиля.
Дворцовый комплекс Бейт эд-Дин кажется ожившей иллюстрацией сказок “1000 и одной ночи”. Маленькие дворики и изящные здания олицетворяют дух Востока. Кажется, что вот-вот из ворот выплывет величественный джинн или пролетит Аладдин на ковре-самолёте.
Бейт эд-Дин с арабского означает “Дом Веры”.
Бёйт эд-Дин – дворцовый комплекс в горах Ливана, расположенный на высоте 850 метров над уровнем моря, Средиземного моря. Трудно поверить, но этот дворцовый комплекс построен всего лишь двести лет назад, а не тысячу, как можно предположить вначале. Его постройки в прекрасном состоянии, но, увидев его, понимаешь, что он никак не может быть детищем Нового времени. Тем не менее это так. Дворец появился на свет благодаря энергии и страсти одного человека – великого эмира Башира Шихаба Второго, ставшего повелителем Ливана в 1788 году.
Значение имени Башир: “благовестник”.
В то время Ливан представлял представлял собой часть огромного Османского султаната, где царил произвол местных правителей. Это не устраивало эмира Башира Шихаба Второго, стремившегося к централизации страны, одним из шагов к которой эмир считал постройку новой столицы. Сразу после прихода к власти в 1788 году, великий эмир приказал начать возведение новой укреплённой резиденции в сорока трёх километров от Бейрута, которая должна была стать ядром новой столицы.Строительство длилось более тридцати лет. За это время было создано прекрасное здание с арочными галереями, фонтанами и тремя дворами — внешним, средним и внутренним.
Дворец гармонично сочетает барокко и традиционный арабский архитектурный стиль. (Дар эль Баррания — Внешний дом.)
Для постройки дворца Бащир Шихаб Второй пригласил лучших итальянских и сирийских архитекторов, которым была дана полная свобода самовыражения, в результате чего в Бейт эд-Дине традиционные арабские мотивы смешались с итальянским барокко.
Неизвестно, сколько было затрачено средств, но в 1812 году, видя, что дворцовый комплекс всё ещё не готов, практичный эмир повелел всем здоровым мужчинам округи бесплатно работать на “стройке века”. Указ дал потрясающий эффект, позволивший через два года закончить строительство.
(Дар эль-Харим). Дворец служил официальной резиденцией эмира до 1840 года, когда в конфликте между Мухаммадом Али и Абдул Меджидом Первым, между Египтом и Турцией, эмир Ливана поддержал Египет и проиграл (русский царь Николай Павлович поддержал турецкого султана, оказал ему военную помощь – Мухаммад Али был разбит). Эмир Ливана был низложен и сослан на Мальту.
Резной эркер. В 1991 году во дворце был открыт музей.
Дворец условно делят, в соответствии с исламскими понятиями, на Дар эль-Баррания, Внешний дом (саламлик). Он включает в себя двор, где собирались придворные во время проведения официальных мероприятий. Здесь эмир, а позже – глава администрации, как османской, так и французской, решал служебные дела и принимал посетителей (разрешалось входить только мужчинам). В парадном двухэтажном крыле, называемом Аль-Мадфа, расположены археологический и этнографический музеи.
а когда-то здесь, в Аль-Мадфе, располагалась комната для гостей, которая, согласно арабскому обычаю, открыта днём и ночью. Любой мог придти сюда, и в течение трёх дней никто не должен был спрашивать, кто он и зачем пришёл. Внешний дом (саламлик) был открыт для всех желающих. Здесь проводились торжества и праздники, отсюда эмир с войском отправлялся на войну или на охоту. В наши дни, с 1985 года, во внешнем дворе проводится традиционный ежегодный фестиваль искусств – один из наиболее известных культурных событий на Ближнем Востоке.
Дар эль-Уста. В центральной части дворца, Дар аль-Уста, находились кабинеты вазиров (министров), а в северо-западной части, во внутреннем дворе, Дар эль-Харим, — харамлик, часть дворца, которая была предназначена для семьи и личной сферы общения. Здесь же находился личный кабинет и спальня их высочества, эмира Башира Шихаба Второго; сложная система хамамов, гарем, комнаты прислуги, кухни и кладовые, кальянные и просто комнаты для отдыха.
Резьба по камню. Фрагмент.
В среднем дворе располагались конюшни, в которых могло разместиться пятьсот лошадей, и казармы для всадников и шестисот пехотинцев, составляющих личную гвардию эмира. Здесь же располагались приёмные чиновников.
А в самой глубине дворца находится кипарисовый сад, где в 1947 году был захоронен прах эмира Башира Шихаба Второго, мечтавшего умереть в этом сказочном райском дворце, но скончавшегося на чужбине.
Инкрустированный потолок.После низложения эмира дворец Бейт эд-Дин использовался османской администрацией как летняя резиденция. В период между Первой и второй мировыми войнами французская администрация использовала дворец в том же качестве.
Лампа из интерьеров дворца.
Пример мозаики из музея дворца (в помещениях дворца выставлена богатая коллекция византийской мозаики из древнего города Порфирион).
В 1934 году дворец был объявлен историческим памятником, и в 1943 году дворец стал летней резиденцией президента независимого Ливана.
К сожалению, в последние годы дворец сильно пострадал от традиционных для Ливана межконфессиональных конфликтов. Сейчас в Бейт эд-Дине расположен музей, хотя в некоторые части дворца доступ закрыт, поскольку он до сих пор является летней резиденцией президента.
Рядом со своей резиденцией эмир Башир Шихаб Второй построил три дворца для своих сынов, но до наших дней сохранился лишь один, в котором сейчас расположен отель 5***.
Комментарии закрыты.