Прошлого — уже нет. Будущего — ещё нет. Есть только настоящее.

2

Прошлого - уже нет. Будущего - ещё нет. Есть только настоящее.

ДРЕВО ПОЗНАНИЯ

Поделюсь собственными наблюдениями об изменчивости образа «древа познания».

Для меня, советского школьника, студента и так далее, образ «древа познания» всегда был символическим представлением бесконечного, взаимосвязанного знания и процесса его постижения.

Взаимосвязь наук — прежде всего таких, как физика — математика — химия — биология, — их переплетение и те пути-дорожки, которые следует пройти, преодолеть в процесс постижения, — вот как мною воспринимался образ «древа познания».

И это был мощный, действенный, зовущий к росту и развитию образ.

* * *

Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:

Ссылка на видео: https://youtu.be/m4b4OCnbplQ

* * *

И только в зрелые годы, когда страну стал накрывать мрак невежества и суеверий, я стал замечать, что всё большее и большее число людей, говоря о «древе познания», имеют в виду «персонаж» Библии, за которым прятался змей-искуситель, соблазнивший Еву на вкушение запретного плода…

«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Быт. 2: 9).

То есть там два разных дерева было: «Древо жизни» и «Древо познания добра и зла».

Причем с первого — «Древа жизни» Адаму и Еве плоды брать не возбранялось: оно было, типа, полезным: «двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» (Откр. 22:2).
Но как только эти отступники вкусили плод «Древа познания», возник запрет и на «Древо жизни»:

«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 3:22).

Но вырвемся из тесного и затхлого мира иудейской мифологии, в которой действует мстительный и завистливый божок-провокатор, на мировой простор — к Мировому Древу.

Представления о Мировом Древе, конечно, тоже неоднократно упаковывались в иудеохристианскую обертку (Arbor mundi), хотя сам по себе этот мифологический архетип намного старше и христианства, и иудаизма. Представления о нём рассыпаны по разным фольклорным традициям, в том числе в славянской:

«Вырастало одно дерево, Одно дерево лавровое, Сколь высокое, столь красивое; Корни его в земле, Ветви его в солёном море, Вершина его в синем небе».

Мировое Древо — образ целостности Мироздания как такового.

Тесно с ним связан — а по сути, тождествен — образ Мировой Оси, связывающей различные «миры» в единое целое.

В том или ином варианте образ Мирового Древа существует во всех древних культурах: древнеегипетской, шумеро-аккадской, китайской, индийской и др.

ДОБРО И ЗЛО

По улицам городов иногда бродят распространители эзотерической литературы и прочие «ловцы душ» из религиозных сект. Не раз и ко мне подходили, пытались завязать беседу. Один случай запомнился.

Женщина лет сорока – пятидесяти неожиданно, но проникновенно спросила: «Скажите, откуда в мире столько зла?» Поскольку дело было в Измайловском лесопарке, по которому я прогуливался, то не отогнал её, а немного подурачился.

Сказал ей примерно следующее:

Вопрос вы задали серьезный, глубокий… Позвольте мне, раз уж вы спрашиваете, сперва уточнить кое-что. Предполагаю, что вы неслучайно задали такой вопрос. Вы размышляли над ним, искали ответ, но не находили… И решились выйти на улицу, дойти до парка, углубились в лес и лишь тут, на безлюдной затененной дорожке, увидев меня, решились задать его. Я для вас человек незнакомый… Быть может, я просто дурак, но вы, руководствуясь каким-то неведомым мне чутьем, донесли свой сакральный, сложнейший вопрос именно до меня. Я озадачен и обескуражен… Я теперь размышляю не об ответе на ваш вопрос, а о вас, об особенностях вашего мышления, о непростой и рискованной модели поведения, которой вы последовали вследствие попыток анализа фундаментальной проблемы бытия. Вовсе не факт, что вы страдаете обсессивно-компульсивным расстройством, и не в этом главное. Боюсь, что в принципе недостаточно оснований, чтобы рассчитывать на сколь-нибудь убедительные идентификаторы достоверности возможного ответа на вопрос от незнакомого пожилого человека в трусах, блуждающего по лесу с очевидным отсутствием цели…

В общем, она сама ушла… Отгонять не пришлось. Возможно, она хотела мне просто продать «Бхагават-гиту». Но я подвел её, не откликнулся ожидаемым образом на вопрос, задавать который её, видимо, научили на «курсах по распространению».

Однажды меня пригласили для участия в философских беседах в ТВ-программе «Что делать?» на канале «Культура».

Тема беседы «Почему и зачем существует зло?» практически совпадает с темой этой главки книги. В передаче участвовали философы — профессор и доцент философского факультета МГУ, сотрудник института философии Академии наук — и социолог. Ведущий и автор программы — Виталий Третьяков, известный журналист, декан Высшей школы телевидения МГУ. Передачу при желании можно найти в Интернете и посмотреть.

Участники говорили много и в основном предсказуемо. К сожалению, чаще всего профессора — люди, безусловно, умные и очень образованные, — куда бы их ни пригласили, будут читать учебно-просветительскую лекцию. По содержанию это почти всегда будет обзорная лекция: кто и что говорил о зле от Аристотеля и Платона до Ницше и Хайдеггера. Интересно, но от реальной жизни оторвано. Я говорил примерно то, о чем написал выше. (Мной это пропущено. Прим. от Веб Рассказ)

Хочу воспроизвести мою реакцию на высказанный одним из участников упомянутой ТВ-дискуссии тезис:

«Смерть есть абсолютное зло!»

Это уже чушь полная, хотя, похоже, чрезвычайно распространенная. Уж не знаю, кто в этом виноват, но вновь подозреваю авраамические религии в их бытовой интерпретации.

Сказать «смерть — это зло» то же самое, что сказать «жизнь — это зло». Смерть — часть жизни, неотъемлемая часть.

ЕВРЕИ

Сегодня организованные еврейские общины существуют в 110 странах мира.

Всего в мире около 14 млн евреев, из них примерно 6,5 млн живут в США, около 6 млн — в Израиле. В России — менее 200 тыс.

(Полностью главу Евреи можно прочитать по ссылке на источник. Прим. от Веб Рассказ)

ЕВРОПА

Вся мировая культура — архитектура, градостроительство, живопись, графика, музыка, театр, наука, техника, медицина — всё родилось в Европе, развилось в ней и из неё пришло ко мне лично и в мою благословенную страну — Россию. Да, Россия тоже немало произвела на свет, в том числе и вполне самобытного, и Америка не бесплодная пустыня, но я — о Европе и об истоках.

Все самое омерзительное, что смогло породить человечество, родилось в Европе.
Все подлости, преступления, жестокости, все пороки, бесчисленные войны, изуверские религии и мракобесие, пытки, казни, газовые печи и концлагеря — всё рождалось в Европе, развивалось, поглощало страны и народы.

Все самые гнусные идеологии родились в Европе, все несчастья моей страны приходили из Европы, все действия, направленные на торможение развития, на уничтожение России и истребление русского народа, совершала Европа.

Россия для меня — сакральная ценность, Европа — профанная. Кто имеет уши слышать, да слышит.

ЖЕНЩИНА

Жена — это то, что сделает вашу жизнь либо хорошей, либо плохой.

Все прочие факторы, влияющие на жизнь человека, менее важны.

ЖИЗНЬ

Смысл жизни — очень обтрёпанный вопрос…

Уверен, не стоит слишком серьезно к нему относиться. Фрейд (человек не слишком авторитетный, но все-таки…) прямо говорил: «Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или её ценностью, это значит, что он болен». Быть может, это был просто маркетинговый ход Фрейда?..

Есть и другие высказывания – и серьезные, и шутливые. Всегда серьезный Достоевский сказал: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни».

Ну и еще два суждения.

Два важнейших дня в жизни – день, когда рождаемся, и день, когда узнаем зачем.

Возможно, весь смысл этой жизни сводится к тому, чтобы быть нужным хоть кому-то. Ведь если о тебе никто не думает, то, значит, тебя как бы и нет.

А неизвестный автор шутит: «Жизнь не так проста, как кажется. Она проще».

ЗВУК

Мы, жители современных городов, все реже и реже слышим звуки природы. Ну, разве что в качестве звукового сопровождения видового фильма «про природу».

«Натуральные» звуки непосредственно от источника: шелест листьев, морской прибой, пение птиц, шум дождя в лесу – окружают нас редко… А ведь они нам нужны, очень нужны. И не только для психологического комфорта, сеанса медитации, но и для более глубоких переживаний, для ощущения своего единства с природой.

Мне это кажется очень важным – погружать себя в мир природных звуков. К сожалению, удается этого достичь очень редко.

ЗНАК И СИМВОЛ

«Знаки и символы правят миром, а не слово и закон». Чаще всего это высказывание приписывают Конфуцию. Есть, однако, и возражения: некоторые китаисты пишут, что так и не смогли этой фразы отыскать в каких-либо источниках на китайском языке.

Пусть ищут… А я пока поразмышляю над смыслом самой фразы, кто бы её ни произнес первым. Смысл вроде бы очевиден.

Во всяком случае, в пространстве общественно-политическом: если на башнях Кремля красные звезды — одно дело, если двуглавые орлы — совсем другое…

Если где-то изображена свастика — ясное дело: фашист, а если пятиконечная звезда «вверх ногами» — сатанист, а если звезда шестиконечная — сионист…

(Древние символы и знаки в настоящем имеют порой другие значения и смыслы, чем в глубоком прошлом. Прим. от Веб Рассказ)

ИГРА

Мы сами можем ни во что не играть, совершенно не интересоваться игровой тематикой в каких-либо ее формах и сферах, но при этом нам никогда не избежать участия в игре. Потому что многие аспекты жизни носят определенно игровой характер.

Можно перефразировать известную конструкцию и сказать так: можете не интересоваться игрой, но игра непременно будет интересоваться вами. Мы все — объекты экономических, политических и всяких иных социальных процессов.

Нами играют независимо от того, понимаем мы это или нет.

Рассматривая мировую политику или экономику как игру, я не придаю этому суровому, беспощадному процессу признаки просто забавы, я лишь подчеркиваю, что в этих сферах действуют определенные правила и стратегии, присущие играм. Ведь игры могут быть не только невинно-детскими или агрессивно-азартными, они могут быть и беспредельно жестокими.

Реальные войны, в которых люди убивают людей, следуют игровым законам, таковы же и экономические войны, в которых люди грабят людей.

В этих «больших играх» каждый из нас не игрок, а объект игры мы — фишки, пешки, мячики…

Политологи любят этот игровой образ. «Великая шахматная доска» – так говорят и пишут о пространстве мировой политики, используя название книги Збигнева Бжезинского. Противостоять в одиночку глобальным процессам невозможно, а приспособиться к ним и выработать оптимальную линию личного поведения — можно.

После того как я открестился от всех игр и низвел себя до уровня человека, ни во что не умеющего играть, скажу прямо противоположное: я очень хороший игрок. Игрок «в жизнь». В собственную жизнь.

Игра в жизнь — это такой процесс, в котором правил то нет совсем, то они появляются, но этого можно и не заметить; это процесс, цель и смысл которого ускользают, расплываются, как только попытаешься их увидеть.

И еще: важное и серьезное.

Мы живем в пространстве мифов.

Все наши представления о должном, о справедливости, об успехе, о добре и зле, о правах и обязанностях и о многом другом почерпнуты из какого-то мифа, в котором каждый из нас оказался воспитан и который принял в качестве некой объективной реальности, типа: мир так устроен.

И человечество в целом, и отдельные народы на протяжении истории многократно меняли эти мифы, называя их то религий, то политическим устройством, то парадигмой развития. Все эти феодализмы и капитализмы, древние царства и племена, общество модерна и постмодерна, социализм и диктатура, демократия и абсолютизм — все описания того, как устроено общество, как оно должно и хочет быть устроено, — мифы.

Мифы в том смысле, что они не являются некой объективной реальностью, как законы движения планет или распространения электромагнитных волн, они не открыты и познаны, а придуманы людьми.

Это плод человеческого воображения и некоего сговора: считать царя царем, убийство и кражу — грехом и т. д. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» — это именно об этом, о воплощении некой социальной идеи, мифа в реальной жизни.

Наша жизнь протекает в пространстве, в котором придуманы и правила поведения, и признаки добра и зла, цели и смыслы.

Поэтому наши действия — почти все, кроме, быть может, некоторых, продиктованных физиологией организма, — являются игровой стратегией, в которой определены цели и задачи, расставлены препятствия и ловушки.

Это игра в которой принимают участие все сразу.

Но можно и играть, причем не «за белых» или «за черных», а «белыми» и черными», оставаясь игроком, а не пешкой, не фигурой, не шахматной доской и не часами…

Прошлого - уже нет. Будущего - ещё нет. Есть только настоящее.

Это были отрывки из книги — Слова и смыслы.

Автор Сергей Николаевич Белкин.

Русский писатель, главный редактор альманаха и портала «Развитие и экономика», член Союза писателей России; родился в 1950 году в городе Ярославль.

Прошлого - уже нет. Будущего - ещё нет. Есть только настоящее.

ИСТОЧНИК

* * *

Прошлого — уже нет. Будущего — ещё нет. Есть только настоящее.
Конфуций. Древний философ, первый профессиональный учитель Китая, основатель конфуцианства.

* * *

На этом всё, всего хорошего, читайте книги — с ними интересней жить!

Юрий Шатохин, канал Веб Рассказ, Новосибирск.

До свидания.

Источник: sreda.temadnya.com

Комментарии закрыты.

На данном сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать контент. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь на использование наших файлов cookie Принять Подробнее