Новогодние традиции в Израиле

49

Новогодние традиции в Израиле

Новогодние традиции в Израиле весьма интересны и необычны. Когда весь мир празднует Новый год 1 января, Израиль уже справил свой Новый год и уже живет в следующем году, причем по совершенно иному летоисчислению.

Безусловно, в Израиле не игнорируют 1 января. Его празднуют как начало нового бизнес-года, а также как отличную причину для веселого времяпровождения. 

Новогодние празднества проходят в местах проживания арабов-христиан — в Хайфе, Назарете, Яффо,  а также в местах проживания наших бывших соотечественников, которые ностальгируют по типичным в их детстве и молодости атрибутам праздника — елочкам и елочным игрушкам, Дедам Морозам и Снегурочкам, селедкой под шубой и оливье. А их дети зажигают на новогодних вечеринках в барах.

Но в Израиле есть и другое измерение, в которое я вас поведу, чтобы вы увидели нечто иное и замечательное.

Государство Израиль относительно молодое. Оно образовалось в 1948 году после долгой борьбы за независимость. Решение ООН поставило точку в притязании евреев на землю, на которой они жили тысячи лет до изгнания. 

Благодаря тому, что в изгнании евреи всегда помнили свои традиции и древнейшую мудрость Священного Писания, это дало возможность перенести и закрепить древние традиции в новосозданном государстве. 

По этим традициям в иудаизме существует четыре календаря, каждый из которых соответствует четырем мирам — уровню растительного мира, животного мира, мира разумного (говорящего) и мира пророческого.

Новый год «говорящих», то есть людей, мы справляем в сентябре-октябре! Да, да, в период сбора урожая и посева новых семян нашей жизни. Это годовщина сотворения мира и сотворения первого человека Адама. А также годовщина его грехопадения.

Наш Новый год растягивается по сути на три недели, это череда праздников, в которые происходит волшебство обновления жизни и создания ее нового сценария на год вперед. 

Причем происходит этот процесс не только в Израиле, но и в мире, когда души всех людей проходят перед небесным судом и отчитываются о проделанной за год работе. «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!» как писал Николай Заболоцкий. 

Но почему душу надо судить? Это произошло из-за грехопадения Адама — первого человека, который совершил непозволительные для своего духовного уровня действия и упал, распавшись на огромное количество душ-осколков. Именно из этих осколков сделаны наши с вами души. Поэтому душа обязана пройти путь развития и исправить все, что было нарушено в божественной системе.

Так как же трудится душа? Она приходит в мир отработать свои уроки, возможные лишь здесь, в бушующем мире страстей, взлетов и падений, добра и зла, которые перемешаны в адский клубок. А также уроки в возможности познать любовь, созидании новой жизни в сотворчестве с Богом, реализации потенциала способностей и талантов. 

И вот насколько мы смогли продвинуться в своем развитии, настолько позитивный жизненный сценарий мы сможем получить на следующий год.

И когда мы отработаем все сценарии, реализуем и исправим все, что было сломано во время греха, мы выйдем на новый уровень существования и понимания божественной реальности. А пока вот так.

Все внутренние процессы сопровождаются внешними атрибутами праздника. Сам праздник длится два дня. Мы зажигаем свечи, мужчины уходят на молитву, а женщины подготавливают праздничный стол.

Мы проводим в эти дни две важные вечерние трапезы, на которых делаем так называемый Седер (в переводе с иврита «порядок»). В переводе на иврит Новый год это «Рош а-Шана» — Голова года, начало. И чтобы голова была на месте, что в ней нужно сделать? Правильно, порядок! 

Поэтому трапезы праздника начинаются с такого упорядочивания через знаки и символы — а именно, через определенные виды еды. Мы делаем благословения эти виды еды и небольшие, но емкие просьбы Богу о том, чтобы в будущем году наша жизнь стала лучше.

Главное слово в просьбах созвучно названию того или иного символа.

Что же это за символы?

Голова рыбы — мы просим «быть в голове, а в не в хвосте», то есть быть лидером и ведущим в своей жизни.

Гранат — в нем очень много зерен и принято благословить так: «Да будет воля Твоя… чтобы у нас было так много заслуг, как зернышек у граната».

Яблоко с медом — мы просим, чтобы «год был сладок, как яблоко в меду».

Финики — на иврите «тамар», это слово состоит из двух слов — «там» (окончание) и «мар» (горечь). Просим, «чтобы закончились враги наши». Под врагом подразумевается злое начало человека, которое хочет привести его к ранней смерти. Пожелание мира и осознанных взаимоотношений.

Свекла — на иврите «селек», созвучно со словом «лесалек» (убрать). Тоже просьба о том, чтобы «убрались наши враги». А также пожелание свободы и роста.

Тыква — на арамейском «кара» означает «тыква». Когда едят тыкву, то озвучиваются две просьбы: «чтобы был разорван суровый приговор», а а также «чтобы были зачитаны наши заслуги» (на иврите «ликроа» — порвать, а «ликро» — читать). Просьба о положительных суждениях и  о том, чтобы наши молитвы были услышаны.

Лук-порей — символ под названием «карти» — созвучен со словом «крита» — отрезание. И мы просим о том, чтобы «все, кто желает нам зла, были отрезаны» от нас. Пожелание дружбы и принадлежности к сообществу.

Стручки фасоли — символ изобилия и пожелание процветания и щедрости.

Рыба — просьба об изобилии и росте.

Символическая еда Седера Рош а-Шаны помогает нам вспоминать и действовать.

А названия продуктов не случайно связаны с духовным корнем каждого действия и благословения. И это помогает нам дойти до причины, до корня нашей жизни, для того, чтобы посадить новые здоровые семена Нового года. 

Потом в течение года у нас будет возможность эти малые действия превратить в нечто более значимое и реальное для жизни, реализуя свой потенциал. Для этого нам необходимо, чтобы все наши «враги» были нейтрализованы. А наши враги это злое начало — то, что порождает и питает наши вредные привычки, качества и зависимости.

Потом мы благословляем на вино и хлеб и приступаем к основной трапезе. Это веселая семейная трапеза, на котором мы едим, делимся своими мечтами на следующий год и обсуждаем древнюю мудрость Торы.

А утром каждого из двух дней, (если это не суббота) в синагогах во время молитвы трубят в бараний рог, называемый шофаром.

Трубление в рог помогает нейтрализовать негативные сценарии и помогает душам пройти благополучно небесный суд. Это как обращение к Богу напрямую, как плач ребенка, которому очень нужна помощь.

И так два дня проходят в молитвах, трапезах, мудрости и пожелании новой лучшей жизни на следующий год нам и всем людям Земли!

А в следующей статье я расскажу про праздник света Хануку, который празднуем в декабре и он ближе всего по датам к привычному всем Новому году. И празднуется он в этом году прямо сейчас!

Яэль Зисман

тренер, преподаватель, целитель, писатель

Комментарии закрыты.

На данном сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать контент. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь на использование наших файлов cookie Принять Подробнее