«Эта идея абсурдна»: почему Банк России публично открестился от заморозки вкладов? Комментарий Семена Новопрудского
Банк России ответил на слухи о возможной заморозке вкладов россиян, детально объяснив абсурдность и опасность такой затеи. Однако форма, в которой это сделано, оставляет вопросы. Пока это выглядит скорее не опровержением, а публичным отказом от ответственности за подобное решение, если оно будет принято. И в любом случае это очень важная «словесная интервенция»
Банк России в начале первой полноценной рабочей недели 2025 года неожиданно и подробно ответил на активно циркулирующие в финансовом мире, по крайней мере с прошлой осени, слухи о возможной заморозке вкладов россиян. Регулятор детально объяснил абсурдность и опасность такой затеи.
Слухи о возможной заморозке для борьбы с инфляцией и из-за предполагаемого истощения Фонда национального благосостояния банковских вкладов, которые на фоне самой высокой в этом веке ключевой ставки по итогам 2024 года достигли исторического рекорда в районе 55 трлн рублей, начали появляться еще осенью. Причем не только в соцсетях на уровне озабоченных блогеров и телеграм-каналов. О том, что российские банки в принципе могут пойти на заморозку вкладов населения, в начале ноября заявил директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве России Алексей Зубец. Понятно, что не сами банки будут принимать такое решение. Оно может быть только государственным.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина вскоре, отвечая на соответствующий вопрос на пленарном заседании Госдумы, назвала эту идею бессмыслицей, но прямо не опровергла. «Наверное, большей бессмыслицы, чем эта идея, придумать сложно. Нас действительно как-то пугают этим, говорят о том, что банки якобы не в состоянии выплачивать повышенные процентные ставки по депозитам. Или иногда говорят, что вкладов уже так много, что, когда мы начнем снижать процентную ставку, они все выйдут на рынок и это приведет к резкому ускорению инфляции. В профессиональной среде эти сценарии вообще не обсуждаются, потому что они начисто лишены смысла», — сказала она тогда.
Однако отсутствие обсуждения в «профессиональной среде» не означает, что оно не ведется в других органах власти. Особенно если об этом регулятору приходится публично говорить уже три месяца, в том числе в стенах Госдумы. Да и сами нынешние ответы ЦБ, по сути, элемент дискуссии по этой болезненной для граждан теме.
Сейчас Банк России изложил свою позицию по заморозке вкладов максимально подробно, ясно и жестко. Но не в виде официального пресс-релиза, а в телеграм-канале. И сделала это не Эльвира Набиуллина или кто-то из ее заместителей, а милый кот-бот ЦБ в форме ответов на вопросы анонимных пользователей. Причем в ответах нет ни слова о том, что такое решение точно не будет принято или что оно не обсуждается. То есть ни прямого, ни косвенного опровержения.
С аргументами ЦБ трудно поспорить. «Помимо того, что это [заморозка вкладов] грубейшее нарушение права граждан и компаний распоряжаться своими активами, подобный шаг подорвет основы банковской системы и финансовую стабильность страны. Банки привлекают свободные средства населения и компаний. Только благодаря этому они способны выдавать кредиты заемщикам. Если «заморозить» вклады, ограничить возможность для граждан и бизнеса распоряжаться своими деньгами, то никто не готов будет держать деньги в банках. И это тут же поставит крест на возможности банков кредитовать экономику», — пишет регулятор. «Совершенно очевидно, что в любой рыночной экономике, составной частью которой является банковское кредитование, подобный шаг немыслим», — заключает регулятор.
С кредитованием экономики уже намечаются проблемы: кредитный бум явно позади. Высокая ключевая ставка резко замедлила кредитную активность. По данным Frank RG, в 2024 году российские банки подписали с физическими лицами 50,8 млн кредитных договоров на 13,24 трлн рублей. По сравнению с 2023 годом объем выданных кредитов сократился на 21%. Упало все, кроме автокредитования. Выдачи ипотеки год к году сократились почти на 40%, до минимума с 2020 года, кредитов наличными — на 17%, а средняя сумма таких займов оказалась минимальной за все время наблюдений с 2014 года.
ЦБ также очень наглядно объяснил, почему заморозка вкладов не поможет в борьбе с инфляцией и, наоборот, может способствовать росту цен: «Если «заморозить» вклады, то люди надолго потеряют доверие к банкам и финансовой системе в целом. И вместо того, чтобы продолжать размещать свои сбережения на депозитах, бросятся вкладывать их в недвижимость и товары длительного пользования. С соответствующими печальными последствиями для роста цен. Ключевая ставка перестанет работать, а ЦБ потеряет свой основной инструмент влияния на спрос и инфляцию».
Кроме того, Банк России заверил, что не намерен резко снижать ключевую ставку. Регулятор собирается делать это постепенно, убедившись в устойчивом снижении инфляции и инфляционных ожиданий населения. Такая плавность позволит сохранять привлекательность депозитов для граждан и исключит возможность одномоментного появления массы депозитных денег на рынке и их изъятия из банковской системы в случае резкого снижения ставок по вкладам. Кстати, если резкое замедление кредитования продолжится в январе, ЦБ может начать снижать ключевую ставку впервые с июля 2023 года уже на ближайшем заседании в феврале.
Банк России буквально «на пальцах» объясняет, откуда у банков берутся деньги на бесперебойные выплаты по вкладам даже при высоких ставках — ставки по депозитам всегда ниже кредитных. «Банки выплачивают проценты по вкладам за счет доходов, которые они получают от кредитования. Сейчас на банковских счетах и депозитах граждане и компании разместили 121 трлн рублей. Этими средствами банки финансируют портфель кредитов на 126 трлн рублей, а также вложения в корпоративные облигации еще на 7 трлн рублей. Доходы банков от кредитов и облигаций — это надежный источник средств для выплаты процентов по вкладам», — отмечает регулятор.
Наконец, ЦБ внятно отвечает, почему нет смысла забирать деньги со вкладов населения под предлогом дополнительного финансирования экономики. Эти деньги и так уже работают в экономике, из них банки финансируют кредиты для граждан и компаний.
Ответы ЦБ многое объясняют, но не успокаивают. Все это выглядит как аргументированная конструктивная полемика с неназванными оппонентами. Понятно, что решение о заморозке вкладов не только не имеет экономического смысла, опасно с точки зрения социальной стабильности, но и прямо угрожает «зоне ответственности» ЦБ — банковской системе. Стабильная работа банковской системы даже при гигантском объеме санкций против сектора остается одним из главных и крайне важных достижений российской экономики.
В последний раз заморозку вкладов россияне переживали в 1991 году. И вряд ли кто-то хочет повторения контекста, в котором это происходило. По сути, Банк России не столько отвечает на возможные аргументы в пользу заморозки вкладов или на опасения россиян, сколько шлет сигнал наверх: регулятор категорически против этой идеи, не хочет принимать такое решение и нести ответственность за его последствия. Мы имеем дело не с опровержением, а с предостережением.
Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.