По словам многих экспертов, тема импортозамещения в строительной отрасли потеряла былую остроту: большинство материалов либо уже производятся в России, либо привозятся из дружественных стран. Согласны ли девелоперы с тем, что проблема исчерпана?
Пару лет назад тема импортозамещения в строительной отрасли была одной из ключевых, если не ключевой, и активно обсуждалась и на официальных мероприятиях, и на закрытых круглых столах, и в рыночных кулуарах. «После ввода весной 2022 года первого пакета санкций зависимость от импортных поставок в строительной отрасли оценивалась от 10% в новостройках массового сегмента до 30% в комфорт-классе и более 50% в элитном сегменте», — вспоминает директор по продажам компании «Роквул» Максим Тарасов. Насколько все изменилось и что происходит на рынке стройматериалов сейчас? Хватило ли двух с половиной лет для того, чтобы найти новых поставщиков и выстроить новые логистические цепочки, или нам по-прежнему чего-то не хватает? И не оказалось ли у «медали импортозамещения» обратной стороны?
По оценкам Максима Тарасова, на данный момент массовый жилой сегмент практически на 100% использует отечественную продукцию, в сегментах более высокого класса кое-что привозят из-за рубежа (особенно если речь идет об отделочных материалах и бытовой технике), однако и тут импортные составляющие играют все менее заметную роль.
Максим Тарасов директор по продажам компании «Роквул» «Отделочные материалы, которые раньше привозили из Италии и других западноевропейских стран, сейчас заменили на турецкие, китайские и российские продукты. Так, по результатам исследования нашей компании, в 2023 году 35% участников опроса стали отдавать предпочтение стройматериалам «с российской пропиской», и доля таких респондентов увеличилась в два раза за год (в 2022 году выбор в пользу местных марок строительных материалов делали только 17% респондентов). Также 10% вообще отказались от покупки иностранных стройматериалов (в 2022 году таких радикальных взглядов придерживались лишь 3% опрошенных). При этом, на наш взгляд, комфортность проживания не пострадала. Со своей стороны можем отметить, что при покупке жилья и выборе отделочных материалов люди все чаще отдают предпочтение акустическому комфорту и безопасным материалам. Так, по данным еще одного исследования «Роквул», шумовой фон и экологичность строительных материалов вошли в топ-5 основных критериев при выборе недвижимости».
Эксперт считает, что после ухода иностранных компаний рынок стройматериалов сориентировался довольно быстро, и крупные предприятия, которые уже были частично, а то и полностью локализованы, особых проблем не испытали. «На сегодняшний день отечественные производители имеют полный перечень продукта, достаточного для российского рынка. В этом году в апреле наблюдалась кратковременная нехватка строительных материалов, но сейчас все крупные и мелкие потребители, так или иначе, получают то, что они хотят», — делает вывод Максим Тарасов.
В продолжение темы президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков отмечает, что по данным «Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года» на дату ее утверждения зависимость от импорта по материалам и оборудованию для отдельных категорий объектов составляла до 5% для массового жилищного строительства и объектов дорожной инфраструктуры, до 10% — для административных зданий и инженерных сооружений, до 35% — для промышленных объектов. «По имеющейся у НОСТРОЙ информации, в том числе той, которую мы получаем при формировании национального реестра добросовестных производителей и поставщиков (НРДП) и каталога импортозамещающих строительных материалов и оборудования, дефицита строительных ресурсов в регионах страны не наблюдается», — подчеркивает собеседник BFM.ru.
— Если же такая проблема возникнет, то напомню: в рамках реализации градостроительной политики НОСТРОЙ совместно с Минстроем России ведет работу по формированию стимулов для проведения импортозамещения и локализации производств стройматериалов, машин и механизмов, закупки современных технологий в дружественных странах с обеспечением их применения на местах. Уже налажен эффективный и конструктивный диалог с кубинскими и индийскими коллегами, на этой неделе вела свою работу бизнес-миссия НОСТРОЙ в Китае, предусматривающая в том числе подписание целого пакета соглашений о сотрудничестве и создании совместных предприятий по отдельным сегментам отрасли строительной индустрии.
— НОСТРОЙ считает, что сначала государственные, а затем и коммерческие стройки все-таки должны использовать материалы добросовестных производителей, включенных в НРДП. Почему? И как вы думаете, когда это действительно может стать официальной нормой?
— Жизнь покажет, но надо думать над обеспечением строек качественными материалами. Это наши жизни, жизни наших детей, родителей. НОСТРОЙ ведет планомерную работу по очищению рынка от некачественной и фальсифицированной строительной продукции. Логично, что закупать у участников НРДП — значит строить только из материалов добросовестных производителей, которые соответствуют высоким стандартам качества и регулярно это подтверждают. Напомню, что знак качества НОСТРОЙ, которым участники НРДП маркируют свою продукцию, имеет годичный срок действия. Далее производителю необходимо пройти повторный технический аудит и провести испытания своей продукции в лабораториях, состоящих в лабораторном кластере НОСТРОЙ. Что касается обязательности использования материалов от производителей НРДП: сначала мы ставим перед собой задачу собрать максимальное количество номенклатуры, покрывающей потребности стройки хотя бы в конструктиве, а потом будем двигаться дальше. Предварительно мы это обсуждали с различными уровнями власти, будем работать над этим. Но если бизнес уже сейчас выступит с соответствующей инициативой, НОСТРОЙ, конечно, ее поддержит.
— По вашим оценкам, будут ли расти цены на стройматериалы и какие позиции тут наиболее уязвимы?
— Делать какие-то прогнозы пока сложно. Скажу, что с учетом текущей ситуации оснований для роста цен не наблюдается. Если же цены начнут расти без видимых на то причин, то это прямая работа Федеральной антимонопольной службы, которая должна будет своевременно отреагировать на сигнал и предпринять необходимые меры для сдерживания необоснованного удорожания стройматериалов. Основная проблема заключается в том, что небольшой строительной компании, а таких большинство, приобрести строительный материал напрямую от завода-изготовителя или на биржевых торгах практически невозможно. В 2021 году на фоне роста стоимости металлопроката НОСТРОЙ при поддержке Минстроя и при участии ЭТП ГПБ провел эксперимент по прямой закупке металла строительными компаниями — для обеспечения закупки по приемлемым ценам, минуя всех посредников. В ходе эксперимента была совершена одна сделка в ручном режиме, подготовлена инфраструктура, а после этого производителям металлопроката было предложено зарегистрироваться в системе для организации торгов. Но ни один производитель на площадку не пришел! НОСТРОЙ не пропагандирует стагнацию, мы лишь за необходимость создания механизмов, при которых строительная отрасль и государственная система ценообразования должны подстраиваться под реальную ситуацию на рынке и оперативно реагировать на ценовые изменения.
В разговоре BFM.ru с исполнительным директором НО «Союзцемент» Дарьей Мартынкиной также прозвучало уверенное: «Российская цементная промышленность способна собственными силами обеспечить растущий спрос на цемент. Сегодня она в полном объеме выполняет все обязательства по поставкам своей продукции».
«По данным «Союзцемента», сейчас в стране работают 58 цементных заводов, объем производства которых в 2023 году составил 63 млн тонн цемента, что на 3,6% больше, чем в 2022 году. Объем потребления в 2023 году достиг 65 млн тонн (+5,4% к 2022 году). «Союзцемент» подчеркивает, что в среднем по РФ за последние 10 лет производители цемента загружены не более чем на 61% и готовы нарастить производство по требованию рынка. Дефицита цемента в России нет. При этом есть вопросы с его доставкой до потребителя, вызванные проблемами в работе РЖД и ограничениями движения автотранспорта, а также отсутствием четкого прогноза потребления по регионам», — подчеркивает Дарья Мартынкина.
Мешки с цементом на производственной линни. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Кстати, что касается идеи НОСТРОЙ о введении обязанности использовать в строительстве только материалы добросовестных производителей, включенных в НРДП: как напоминает эксперт, в Российской Федерации действует обязательная сертификация цемента. «В процедуру выдачи сертификатов включен анализ состояния производства и контроль качества выпускаемой продукции, а также последующий регулярный (раз в полгода) инспекционный контроль со стороны сертификационных центров, имеющих соответствующую область аккредитации в системе Росаккредитации. Для обеспечения высокого качества цемента и защиты строительной отрасли от фальсификата эффективны две меры, действующие одновременно: обязательная сертификация, включающая инспекционный контроль на границе каждой поставляемой партии цемента из стран, не входящих в ЕАЭС, и государственный контроль за оборотом цемента (возвращен в порядке эксперимента до 1 сентября 2026 года). Кроме того, ряд объектов подлежат государственному строительному надзору», — поясняет Дарья Мартынкина.
Дарья Мартынкина исполнительный директор НО «Союзцемент» «Действенность этих мер доказывают результаты исследований, ежегодно проводимых по заказу НО «Союзцемент». Так, доля незаконного оборота цемента к общему объему произведенного в 2015 году составляла 18% (11,7 млн тонн). Затем в результате введения обязательной сертификации, госконтроля и таможенной инспекции на границе ЕАЭС к 2020 году доля фальсификата упала до 5,6% (3,16 млн тонн). После отмены госконтроля за оборотом продукции и приостановки осуществления инспекций на границе в 2021-2023 годах доля фальсификата выросла более чем до 21% (данные Ассоциации по техническому регулированию «АССТР»). Таким образом, система противодействия фальсификату в цементной отрасли понятна и работоспособна, если государство не исключает из нее каких-либо элементов. В дополнительных мерах (в виде, например, реестра добросовестных производителей НОСТРОЙ) необходимости нет. Производство цемента крупнотоннажное, энергоемкое, технологически сложное, заводы относятся к крупному бизнесу и не могут существовать в ином формате. В силу этих обстоятельств добросовестные производители в цементной отрасли хорошо известны, для получения продукта высокого качества нужно обращаться именно к ним. К сожалению, часто бывает, что строители в поисках дешевого продукта обращаются к другим поставщикам, в результате приобретают некачественный фальсифицированный цемент. Такая активность потребителей стимулирует развитие теневого рынка, так как спрос рождает предложение. Производство цемента имеет понятную себестоимость, заниженная цена — один из призраков фальсификата».
«Конечно, изготовление стройматериалов объединяет большое число разнообразных производств, для которых действуют различные процедуры и формы оценки соответствия. Вероятно, НРДП может быть актуален в целях противодействия распространению фальсификата для малого и среднего бизнеса, работающего в иных объективных условиях», — признает Дарья Мартынкина.
Короче говоря, ни один из собеседников BFM.ru не считает, что на сегодняшний день у наших строек есть хоть какие-то проблемы со стройматериалами. Согласны ли с этим игроки рынка, в первую очередь девелоперы? Действительно ли ни у застройщиков, ни у управляющих компаний не возникает никаких вопросов? Устраивает ли их не только ассортимент стройматериалов, но и сроки поставок и цены, по которым сейчас можно приобрести необходимую продукцию? Продолжим в следующий раз.
Комментарии закрыты.