Это следует из данных аналитической компании Kpler. Еще в начале лета показатель был 400–450 тысяч баррелей в сутки, в августе цифра упала до 200 тысяч. Падение случилось на фоне ремонта НПЗ STAR, расположенного вблизи Измира
Турция вдвое сократила импорт российской нефти. Третий по величине импортер российской нефти сократил закупки на фоне ремонта нефтеперерабатывающего завода STAR, который находится вблизи Измира. На него приходится около 45% всех поставок сырья в страну, пишет РБК со ссылкой на данные аналитической компании Kpler.
Если в июне поставки из России в турецкий порт «Алиага», где расположен НПЗ, составляли чуть менее 300 тысяч баррелей в сутки, то в августе упали до 200 тысяч. В начале лета показатель составлял 400-450 тысяч баррелей в сутки. Насколько критична ситуация для России? Говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Объемы, которые не идут в Турцию, перераспределяются между Индией и Китаем. Если мы посмотрим по статистике, получится, что Китай нарастил в августе закупки российской сырой нефти примерно на 100 тысяч баррелей в сутки, получается, что Турция перераспределила в пользу Индии и Китая. То есть там небольшие объемы, они уходят на альтернативные рынки. В августе отгрузка, например, еще в Пакистан, в Египет российской нефти, на Ближний Восток, и в этом плане эти объемы перераспределяются. Турция является гораздо более важным игроком для нас с точки зрения экспорта российских готовых нефтепродуктов, тут нам сложнее перераспределить эти объемы. Турция покупает примерно полмиллиона баррелей в сутки, в основном они покупают дизель, чуть-чуть мазута, и этот дизель они осваивают на внутреннем рынке, высвобождая таким образом тот дизель, который они производят опять же из российской нефти. Но если ты из российской нефти на своих НПЗ произвел нефтепродукт, ты имеешь право их поставить в страны ЕС, и Турция активно этим пользуется. Она по сути занимается реэкспортом, но заявляет о том, что это обменные операции. Но колебания бывают, и это даже полезно для России, когда возникает определенная конкуренция хотя бы среди первых трех покупателей российской нефти, это позволяет нам как раз-таки снизить скидку, потому что в начале года скидка доходила примерно до 15 долларов на каждый баррель, сейчас в августе, начале сентября она снизилась до 8 долларов на каждый баррель. Вполне возможно, что из-за этого как раз возникают периодические сокращения закупок, Турция может быть рассчитывает на то, что ей опять дадут больше скидку, 10 и более долларов за баррель, поэтому может и немного сократить закупки. И еще один фактор — Россия где-то с июля начала компенсировать те объемы, которые она дополнительно добывала весной. То есть мы весной нарушали квоты ОПЕК+, добывали больше, чем нам положено, с июля мы вышли на компенсирующий режим, мы добываем меньше, чем нам положено для того, чтобы компенсировать лишние весенние объемы. Поэтому тут не стоит забывать, что в целом мы меньше стали добывать, соответственно меньше экспортировать, плюс больше переработка на внутреннем рынке, и это все сказывается на экспорте».
Наиболее подходящими сортами нефти для НПЗ STAR являются тяжелые, в частности, он ориентирован на переработку российской Urals.
Ранее Bloomberg отмечал, что за последние три месяца российская нефть подешевела почти на треть. В первую неделю сентября цена на Urals упала на 30%, опустившись ниже потолка в 60 долларов за баррель.
Комментарии закрыты.