С 1 сентября наступит следующая фаза санкций «Большой семерки» против российских алмазов. Повлияет ли на российский бизнес расширение ограничений?
В страны G7 и в ЕС с 1 сентября нельзя будет ввозить российские алмазы весом от 0,5 карат. Ранее ограничения касались камней от 1 карата и больше. Усложняется и процедура оформления документов для их импорта и экспорта. При этом Евросоюз и США летом сделали послабления в санкционном режиме.
«Мы знаем, что это может показаться пугающим, но мы здесь, чтобы провести вас через это», — так регулятор алмазной торговли в Бельгии обратился в письме к бизнесу. Международный алмазный центр прислал участникам рынка письмо с подробным объяснением всех нюансов новых правил, шпаргалками и памятками.
При этом в Евросоюзе и США фактически смягчили запрет на импорт российских алмазов. И там, и там приняли поправку, согласно которой ввозить алмазы можно, если они физически находились вне России до определенной даты и не возвращались туда после этого. В Штатах это 1 марта, в Евросоюзе — 1 января.
Учитывая все это, понять ювелирам, как соблюдать санкции, все сложнее, отмечает управляющий директор Viree Diamond Club Dubai Ксения Костина:
Ксения Костина управляющий директор Viree Diamond Club Dubai «Существенно увеличивается количество бюрократии. Уже правительство Бельгии разослало огромнейший документ всем компаниям, которых это затрагивает. Оно даже публично заранее извинилось, потому что слишком сложные разъяснения относительно того, как эти санкции соблюдать: вроде бы как они разрешили операции с бриллиантами, которые были уже ввезены в ЕС до вступления в силу санкций, но совершенно непонятно, как конкретно доказывать происхождение камней, тем более таких маленьких. Это в целом сказывается на европейском бизнесе, в первую очередь на бельгийских компаниях, которые, наверное, изначально рассчитывали, что Бельгия станет огромнейшим хабом сертификации бриллиантов, но вышло так, как вышло. По сути, они и не стали этим центром, и сами, наверное, в большей степени страдают от этих санкций».
Камни весом от 0,5 карата до 1 карата — самые распространенные, поэтому расширение санкций можно назвать довольно существенным. Но вместе с тем их может быть еще сложнее проанализировать на предмет российского происхождения. Хотя в целом это и так непростая процедура, рассказывает геммолог, специалист по алмазам и бриллиантам Вячеслав Манукьян:
Вячеслав Манукьян геммолог, специалист по алмазам и бриллиантам «Если отнести камни в геммологическую лабораторию, которая находится не в России, и получить сертификат GIA — Геммологического института Америки, — то камень будет оценен уже американцами, документ у него будет американский. Его можно перегранить, его можно перевезти через границу с помощью Арабских Эмиратов, с помощью Индии, с помощью Китая, с помощью других дружественных стран. Так или иначе камни все равно продолжают попадать на рынки Европы, Америки, Гонконга, Индии, Китая — везде, где они пользуются огромным спросом в силу цвета, качества, веса и многих других параметров. Интерес к российским камням не утихал, и он держится на достаточно высоком уровне, поэтому эти запреты, честно, вызывают улыбку».
На то, что санкции против алмазов становится все сложнее соблюдать, Штатам жаловались представители африканских стран, индийские огранщики и нью-йоркские ювелиры, писало Reuters еще в мае. Источники агентства заявляли, что эти ограничения привели к «одному из крупнейших потрясений» в отрасли за последние десятилетия. Еще до этого стало известно, что гендиректор Международного алмазного центра Антверпена Ари Эпштейн покинул свой пост из-за «конфликта с правительством Бельгии, поддержавшим запрет на импорт российских алмазов».
Комментарии закрыты.