Таким образом она пытается обойти западные санкции и заодно действует на упреждение. Однако, считают эксперты, в случае с СПГ ситуация может быть сложнее, чем с нефтью
Россия расширяет теневой флот и закупает десятки судов, способных перевозить СПГ. Об этом пишет Financial Times со ссылкой на данные консалтинговых компаний и фирм, отслеживающих маршруты судов. По их данным, со второго квартала прошлого года более 50 судов поменяли владельцев на компании из Арабских Эмиратов. Это даже привело к росту рыночных цен на них в полтора раза.
По данным консалтинговой компании Windward, со второго квартала прошлого года более 50 газовозов поменяли владельцев на компании из Арабских Эмиратов. Это даже привело к росту рыночных цен на них в полтора раза. Неизвестные покупатели связаны с Россией и специально приобретают суда под юрисдикцией Эмиратов, утверждают западные аналитики, но не раскрывают ни точное число судов, ни конкретные названия бенефициаров.
В компании Kpler, отслеживающей передвижение кораблей, также считают, что сложная сеть торговых операций «потенциально связана с российскими интересами». Например, некоторые из купленных судов уже ходят по традиционным маршрутам транспортировки российского газа. В частности, одно загружало газ с «Ямала СПГ», который еще не попал под санкции. Скорее всего, это действительно именно то, о чем все думают, говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Все похоже на то, что Россия создает теневой флот газовозов, в частности «Новатэк», наверное, создает теневой флот газовозов, по крайней мере ему это на данный момент нужнее. У «Газпрома» может возникнуть такая потребность, если он сможет достроить проект СПГ-завода в Усть-Луге в Ленинградской области, пока же это больше всего нужно «Новатэку», ведь именно он запустил уже первую очередь «Арктик СПГ-2», и она не отгрузила ни одной партии газа, к Новому году запустят вторую очередь проекта «Арктик СПГ-2», и она тоже останется без единого газовоза. Я думаю, что «Новатэк» вполне может собирать этот флот, другой вопрос, что он может это делать не своими руками, ведь теневой флот в нефтяной сфере тоже в основном не принадлежит напрямую российским компаниям, он зарегистрирован во всевозможных офшорах. ОАЭ здесь уже использовались российскими судовыми компаниями, например «Совкомфлот» зарегистрировал там свою дочернюю компанию, правда, американцы все равно против нее и ее танкеров вводили санкции, записывали их в SDN-лист, но тем не менее юрисдикция ОАЭ активно используется российскими компаниями для того, чтобы переводить либо туда какое-то имущество, либо работать там через свои компании, закупая какое-то оборудование, детали и прочее, либо продавая на мировой рынок что-то из России, что напрямую запрещено. То есть можно покупать газ, российский СПГ, кроме тех проектов, которые попали в SDN-лист, это «Арктик СПГ-2» и те проекты, которые только предполагалось построить, — Мурманский СПГ, «Арктик СПГ-1», «Арктик СПГ-3», «Обский СПГ» и СПГ-завод «Газпрома» в Усть-Луге».
Российские игроки рынка СПГ готовятся к усилению санкций: недавние, например, остановили, по данным западных агентств, работу того же «Арктик СПГ-2», и предприятие вынуждено рециркулировать уже добытый газ. Официальные лица в США прямым текстом заявляют, что одна из целей уходящей администрации — сорвать проект «Арктик СПГ-2» шквалом санкций.
В начале лета в SDN-листе оказались дочерние структуры «Новатэка», в том числе еще не реализованные проекты «Арктик СПГ-1», «Арктик СПГ-3» и «Обский СПГ». Параллельно ЕС вводит ограничения на транзит СПГ через европейские порты.
Повезло только «Ямалу СПГ»: проект под санкции не попал. США и ЕС давят, а значит, теневой флот будет расширяться. Однако с СПГ, в отличие от нефти, будет сложнее. Игроков мало, компании открытые, суда, приспособленные для перевозки СПГ, — не так просты и удобны, как танкеры с нефтью. А значит, уязвимых для санкций мест гораздо больше, говорит независимый эксперт Дмитрий Лютягин:
Дмитрий Лютягин независимый аналитик «Таких возможностей, на мой взгляд, у них сейчас больше по нефти, в связи с тем что нефтяной танкерной инфраструктуры достаточно много в мире, особенно той, которая так называемая подержанная, которую можно перекупать, заводить ее под теневой флот Российской Федерации. А СПГ — это более экзотический вид товара, обороты этого рынка далеко еще не сравнялись с тем объемом перевозки, который организован именно по нефтяной части. В этом, мне кажется, и кроется основная сложность для наших компаний. Если мы говорим про нефтяные танкеры, вы можете перегрузиться где-то в море, а для СПГ вам технологически нужно еще придумать, как соответствующую перегрузку осуществить, в море или где-то еще. Во-первых, у нас компаний не так много, которые производят этот вид сырья, это, по сути дела, «Новатэк» и «Газпром». Санкции по СПГ работают, ровно поэтому проекты, связанные с развитием мощностей, имеют тенденцию откладываться на более поздний период времени, потому что нужно искать замену, нужно делать перепроектирование».
Стратегия Москвы в борьбе с западными санкциями на российские энергоносители — расширяться быстрее, чем этот процесс можно отследить. Условно, мы закупаем столько судов и так быстро пополняем теневой флот, что Штаты не успевают обновлять SDN-лист, а ЕС — согласовать очередной пакет санкций.
Борьба США и ЕС против танкеров, развозящих российскую нефть, переходит в область легенд о Гидре, которая взамен отрубленных голов отращивает все новые и новые.
Комментарии закрыты.