Новогодние традиции в Израиле
Новогодние традиции в Израиле весьма интересны и необычны. Когда весь мир празднует Новый год 1 января, Израиль уже справил свой Новый год и уже живет в следующем году, причем по совершенно иному летоисчислению.
Безусловно, в Израиле не игнорируют 1 января. Его празднуют как начало нового бизнес-года, а также как отличную причину для веселого времяпровождения.
Новогодние празднества проходят в местах проживания арабов-христиан — в Хайфе, Назарете, Яффо, а также в местах проживания наших бывших соотечественников, которые ностальгируют по типичным в их детстве и молодости атрибутам праздника — елочкам и елочным игрушкам, Дедам Морозам и Снегурочкам, селедкой под шубой и оливье. А их дети зажигают на новогодних вечеринках в барах.
Но в Израиле есть и другое измерение, в которое я вас поведу, чтобы вы увидели нечто иное и замечательное.
Государство Израиль относительно молодое. Оно образовалось в 1948 году после долгой борьбы за независимость. Решение ООН поставило точку в притязании евреев на землю, на которой они жили тысячи лет до изгнания.
Благодаря тому, что в изгнании евреи всегда помнили свои традиции и древнейшую мудрость Священного Писания, это дало возможность перенести и закрепить древние традиции в новосозданном государстве.
По этим традициям в иудаизме существует четыре календаря, каждый из которых соответствует четырем мирам — уровню растительного мира, животного мира, мира разумного (говорящего) и мира пророческого.
Новый год «говорящих», то есть людей, мы справляем в сентябре-октябре! Да, да, в период сбора урожая и посева новых семян нашей жизни. Это годовщина сотворения мира и сотворения первого человека Адама. А также годовщина его грехопадения.
Наш Новый год растягивается по сути на три недели, это череда праздников, в которые происходит волшебство обновления жизни и создания ее нового сценария на год вперед.
Причем происходит этот процесс не только в Израиле, но и в мире, когда души всех людей проходят перед небесным судом и отчитываются о проделанной за год работе. «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!» как писал Николай Заболоцкий.
Но почему душу надо судить? Это произошло из-за грехопадения Адама — первого человека, который совершил непозволительные для своего духовного уровня действия и упал, распавшись на огромное количество душ-осколков. Именно из этих осколков сделаны наши с вами души. Поэтому душа обязана пройти путь развития и исправить все, что было нарушено в божественной системе.
Так как же трудится душа? Она приходит в мир отработать свои уроки, возможные лишь здесь, в бушующем мире страстей, взлетов и падений, добра и зла, которые перемешаны в адский клубок. А также уроки в возможности познать любовь, созидании новой жизни в сотворчестве с Богом, реализации потенциала способностей и талантов.
И вот насколько мы смогли продвинуться в своем развитии, настолько позитивный жизненный сценарий мы сможем получить на следующий год.
И когда мы отработаем все сценарии, реализуем и исправим все, что было сломано во время греха, мы выйдем на новый уровень существования и понимания божественной реальности. А пока вот так.
Все внутренние процессы сопровождаются внешними атрибутами праздника. Сам праздник длится два дня. Мы зажигаем свечи, мужчины уходят на молитву, а женщины подготавливают праздничный стол.
Мы проводим в эти дни две важные вечерние трапезы, на которых делаем так называемый Седер (в переводе с иврита «порядок»). В переводе на иврит Новый год это «Рош а-Шана» — Голова года, начало. И чтобы голова была на месте, что в ней нужно сделать? Правильно, порядок!
Поэтому трапезы праздника начинаются с такого упорядочивания через знаки и символы — а именно, через определенные виды еды. Мы делаем благословения эти виды еды и небольшие, но емкие просьбы Богу о том, чтобы в будущем году наша жизнь стала лучше.
Главное слово в просьбах созвучно названию того или иного символа.
Что же это за символы?
Голова рыбы — мы просим «быть в голове, а в не в хвосте», то есть быть лидером и ведущим в своей жизни.
Гранат — в нем очень много зерен и принято благословить так: «Да будет воля Твоя… чтобы у нас было так много заслуг, как зернышек у граната».
Яблоко с медом — мы просим, чтобы «год был сладок, как яблоко в меду».
Финики — на иврите «тамар», это слово состоит из двух слов — «там» (окончание) и «мар» (горечь). Просим, «чтобы закончились враги наши». Под врагом подразумевается злое начало человека, которое хочет привести его к ранней смерти. Пожелание мира и осознанных взаимоотношений.
Свекла — на иврите «селек», созвучно со словом «лесалек» (убрать). Тоже просьба о том, чтобы «убрались наши враги». А также пожелание свободы и роста.
Тыква — на арамейском «кара» означает «тыква». Когда едят тыкву, то озвучиваются две просьбы: «чтобы был разорван суровый приговор», а а также «чтобы были зачитаны наши заслуги» (на иврите «ликроа» — порвать, а «ликро» — читать). Просьба о положительных суждениях и о том, чтобы наши молитвы были услышаны.
Лук-порей — символ под названием «карти» — созвучен со словом «крита» — отрезание. И мы просим о том, чтобы «все, кто желает нам зла, были отрезаны» от нас. Пожелание дружбы и принадлежности к сообществу.
Стручки фасоли — символ изобилия и пожелание процветания и щедрости.
Рыба — просьба об изобилии и росте.
Символическая еда Седера Рош а-Шаны помогает нам вспоминать и действовать.
А названия продуктов не случайно связаны с духовным корнем каждого действия и благословения. И это помогает нам дойти до причины, до корня нашей жизни, для того, чтобы посадить новые здоровые семена Нового года.
Потом в течение года у нас будет возможность эти малые действия превратить в нечто более значимое и реальное для жизни, реализуя свой потенциал. Для этого нам необходимо, чтобы все наши «враги» были нейтрализованы. А наши враги это злое начало — то, что порождает и питает наши вредные привычки, качества и зависимости.
Потом мы благословляем на вино и хлеб и приступаем к основной трапезе. Это веселая семейная трапеза, на котором мы едим, делимся своими мечтами на следующий год и обсуждаем древнюю мудрость Торы.
А утром каждого из двух дней, (если это не суббота) в синагогах во время молитвы трубят в бараний рог, называемый шофаром.
Трубление в рог помогает нейтрализовать негативные сценарии и помогает душам пройти благополучно небесный суд. Это как обращение к Богу напрямую, как плач ребенка, которому очень нужна помощь.
И так два дня проходят в молитвах, трапезах, мудрости и пожелании новой лучшей жизни на следующий год нам и всем людям Земли!
А в следующей статье я расскажу про праздник света Хануку, который празднуем в декабре и он ближе всего по датам к привычному всем Новому году. И празднуется он в этом году прямо сейчас!
тренер, преподаватель, целитель, писатель
Комментарии закрыты.