По волнам моей памяти… Белосельских-Белозерских дворец. СПб

11

Дворец – большое и великолепное здание, выделяющееся своей архитектурой. А также место пребывания монарха (правителя или просто знатной, титулованной особы) и его семьи. Значение дворцов и особняков в общей эволюции архитектуры определялось и тем, что отделка их фасадов и интерьеров нередко играла своего рода эталона, способствовала распространению новых художественных приёмов, использованных петербуржскими архитекторами и строителями.

В XVIII веке на углу Невского и Фонтанки находилась усадьба князя А. И. Шаховского, противника Бирона. В 1797 году у сенатора И. А. Нарышкина усадьбу, которая к тому времени сменила нескольких хозяев, купила княгиня А. Г. Белосельская. Тома де Томон на месте небольшого усадебного дома построил дворец в стиле классицизма. Прошли годы, и дворец постройки де Томона перестал удовлетворять владельцев. Эспер Александрович Белосельский-Белозерский, захотел придать ему облик, созвучный вкусам своего времени, а планировку дворца, довольно запутанную, сделать более удобной.

Перестройку поручили Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру: после завершения строительства Мариинского дворца Андрей Иванович взялся за новый проект – дворец Белосельских-Белозерских.

Создавать отдельные проекты переделки он начал ещё в 1840, но основные работы развернулись в 1846 году и продолжались до 1848 года. Здание дворца расположено на ответственном участке. Оно оформляет одну из главных магистралей города – Невский проспект и набережную Фонтанки. Архитектор верно оценил такую важную роль здания. Фасады дворца украшают фигуры атлантов, трёхчетвертиные колонны (колонна, выступающая из стены на три четверти своего диаметра) и пилястрами, разорванными лучковыми фронтонами и богатыми скульптурными украшениями.

По волнам моей памяти... Белосельских-Белозерских дворец. СПб

Дворец Белосельских-Белозерских (1846-1848) и Аничков мост (в 2001 году включён в список объектов культурного наследия России федерального значения, находится под охраной государства).

Здание сразу привлекает к себе внимание пышной архитектурой и величественным обликом. Оно выделялось оригинальностью, но не подавляло соседние постройки. Его праздничный декор контрастно подчёркивает строгость форм здания Кабинета, построенного Кваренги на другом берегу Фонтанки. Закруглённая линия фасадов дворца на углу проспекта и набережной способствует его плавному “втеканию” в застройку Фонтанки.

По волнам моей памяти... Белосельских-Белозерских дворец. СПб

Вид на дворец со стороны Аничкова дворца. Дворец Белосельских-Белозерских напоминает нам о Строгановском дворце: оба дворца поставлены на пересечении Невского проспекта с набережными рек; оба имеют два фасада -на проспект и на набережную; архитектурный декор обоих зданий пышен, красочен и сходен по формам; оба дворца созданы в стиле барокко.

По волнам моей памяти... Белосельских-Белозерских дворец. СПб

Аттик дворца.

 Число новых дворцов и отелей (особняков), возведённых в Петербурге в последней трети XIX века, по сравнению с предыдущими десятилетиями составило меньшую долю в общем количестве новых построек, но их значение в процессе развития архитектуры было весомым. К проектированию особняков привлекались лучшие архитекторы, их строительство и отделку осуществляли самые солидные подрядчики и фирмы. Правда, именно в этом типе построек зависимость архитектора от прихотей и вкусов заказчика была особенно сильной, и это накладывало определённый отпечаток на архитектуру особняков. Но, с другой стороны, владельцы, строя здания для себя, не скупились на средства, и это создавало благоприятные условия для внедрения всевозможных технических, архитектурных и художественных новшеств. При строительстве широко использовались новые типы стеновых конструкций, металлические балки, новейшие системы отопления, новейшее санитарно-техническое оборудование, электрическое освещение; воплощались новые рациональные приёмы планировки и объёмно-пространственной композиции. Именно в этом типе зданий впервые возник и наиболее последовательно развился новый творческий метод проектирования, при котором и план здания, и его внешний облик диктовались требованиями функциональной целесообразности.

По волнам моей памяти... Белосельских-Белозерских дворец. СПб

Могучие атланты (шестнадцать штук) украшают фасад дворца. Выполняют чисто декоративную функцию.

По волнам моей памяти... Белосельских-Белозерских дворец. СПб

Герб Белосельских-Белозерских. В щите, имеющем голубое поле, изображены серебряные крест и луна, а под ними две рыбы, плавающие крестообразно в реке. Щит покрыт мантией и шапкой, принадлежащих княжескому достоинству. 

Князья Белосельские ведут свой род от киевского князя Владимира Мономаха, и являются старшей ветвью князей Белозерских. Род получил прозвище по своему владению – Белосельской волости в Пошехонье. Предки Белосельских на протяжении веков занимали государственные и военные должности при великих князьях Московских и царей русских. Александр Михайлович Белосельский указом императора Павла Петровича в 1798 году получил право иметь двойную фамилию -Белосельский-Белозерский. Право это переходило и на его потомков. Князь Александр Михайлович, был известным просветителем и дипломатом, удачно женился (мезольянс называется) на Анне Григорьевне Козицкой, внучке и наследнице самого богатого уральского купца-заводчика Мясникова Ивана. Связи и положение Александра Михайловича вкупе с деньгами Анны Григорьевны позволили чете Белосельских-Белозерских меценатствовать, коллекционировать фарфор, книги, картины, серебро. В своём роскошном дворце княгиня устраивала балы и приёмы. По роскоши и великолепию их сравнивали с императорскими балами в Зимнем дворце. 

По волнам моей памяти... Белосельских-Белозерских дворец. СПб

По волнам моей памяти... Белосельских-Белозерских дворец. СПб

Парадная лестница.

Однако барокко середины века XVIII и, опять же, барокко середины, но уже XIX века (необарокко) – разные явления. Поэтому, сравнивая архитектуру дворцов Строгоновых и Белосельских-Белозерских, вы улавливаете не только сходство, но и различие. Штакеншнейдер А. И. хорошо изучил стили барокко и рококо, но сущность его архитектуры определяется требованиями и условиями его времени. Дворец Белосельских-Белозерских – первый в Санкт-Петербурге пример необарокко. Это касается и наружной, и внутренней отделки здания. Дворец считался “одним из красивейших частных домов столицы, как по внешней роскошной архитектуре, так и внутреннему великолепию покоев”. Современники считали дворец Белосельских-Белозерских “совершенством в своём роде” и называли Андрея Ивановича “преемником изящного вкуса и искусства графа Растрелли”. Интерьеры в основном сохранили свою отделку до наших дней. Они реставрировались в 1954 и в 1980 годах. PS Отметим, что по проекту архитектора в СПб возведено четыре (!) дворца.

По волнам моей памяти... Белосельских-Белозерских дворец. СПб

Малиновая гостиная. 

В 1846 году Анна Григорьевна и её сын Эспер Александрович умирают от тифа, не дождавшись окончания строительства дворца, и дворец переходит к Елене Павловне Белосельской-Белозерской, снохе Анны Григорьевны. Вскоре Елена Павловна выходит за Василия Викторовича Кочубея. И в 1850 году вновь надевает траур по мужу (чёрная вдова?).

По волнам моей памяти... Белосельских-Белозерских дворец. СПб

Голубая гостиная.

Часто гостями во дворце Белосельских-Белозерских бывали великий князь Александр Александрович (будущий император Александр Третий) с супругою, которые жили напротив, в Аничковом дворце. На концертах и балах во дворце выступали Ф. Лист и А. Рубинштейн, П. Чайковский.

1883 – двое младших сыновей Александра Второго, великие князья Павел и Сергей, поехали в Дармштадт. Там великий князь Сергей посватался к гессенской принцессе Элле, внучке английской королевы Виктории. В 1884 году принцесса Элла приехала в Россию и стала великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. К 1884 году из-за плохого менеджмента уральские заводы перестали давать прибыль, и внук Анны Григорьевны (Константин Эсперович) продал дворец брату Александра Третьего – Сергею Александровичу. Первые годы по замужеству великая княгиня, после медового месяца, жила во дворце Белосельских-Бедозерских и вела жизнь роскошную, хотя и тяготилась такой жизнью (положение обязывало вести светскую жизнь). Дворец же стали называть Сергиевским. Через четыре года интерьеры частично перестроили под вкус владельцев. Из интерьеров дворца особый интерес представляют парадные помещения: библиотека, фойе, Малая и Большая золотые гостиные, приёмная Елизаветы Фёдоровны, Парадная лестница. Золотые гостиные оформлены в стиле рококо, узорчатый штоф, которым затянуты стены, резные обрамления в стиле рококо, лепка, нарядный декор дверей, десюдепорты, паркеты из дорогих пород дерева, живопись и скульптура со вкусом использованы в оформлении интерьеров. Фарфоровые вазы дополняют интерьер. Приёмная Елизаветы Фёдоровны была затянута светло-серым с розовыми и голубыми цветами штофом и украшена большим зеркалом, в центре которого находилась картина “Праздник Венеры”. Во дворце мы видим редкий для середины XIX века случай стилевого единства интерьеров и экстерьеров здания. Но эта перестройка существенно не изменила вид дворца.

По волнам моей памяти... Белосельских-Белозерских дворец. СПб

Библиотека.

С 1891 года, когда великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы и отбыл на место службы, во дворце никто не жил. Годы, проведенные во дворце Сергиевском, так его стали называть после вселения в него великого князя с супругою, были самыми счастливыми в жизни великокняжеской пары, поскольку далее последовали Ходынская трагедия, виновным в котором обвинили московского генерал-губернатора, гибель великого князя: в 1905 году эсер-террорист бомбист Каляев взорвал великого князя. Супруга Сергея Александровича, Елизавета Фёдоровна, ушла в монастырь (её казнили в Алапаевске, сбросили живою в шахту. В 1992 году великая княгиня была причислена к лику святых).

Дворец Белосельских-Белозерских отошёл к двоюродному брату императора Николая Второго – Дмитрию Павловичу (вдова Сергея Александровича, Елизавета Фёдоровна, подарила ему этот дворец). В декабре 1916 года великий князь Дмитрий Павлович принимал участие в покушении на Распутина Г. Е. Здесь же великий князь, по распоряжению императрицы Александры Фёдоровны, недолгое время, перед высылкой в Персию, находился под домашним арестом после убийства “святого старца”. Перед ссылкой Дмитрий Павлович продал дворец золотопромышленнику Стахнову. После революции дворец Белосельских-Белозерских был национализирован. В здании располагались всевозможные организации, курсы красной пропаганды, например. В 1919 году в здании нашли приют, почти на семьдесят лет, райком партии Куйбышевского района и райком комсомола, того же района. В сорок первом в здании формировали дивизию народного ополчения. Во время Великой отечественной войны здание дворца сильно пострадало. С 1991 года во дворце Белосельских-Белозерских находится Петербургский культурный центр и ряд других организаций, региональное Управление делами президента РФ, с 2003 года, например.

Источник: turizm.mirvokrugnas.com

Комментарии закрыты.

На данном сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать контент. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь на использование наших файлов cookie Принять Подробнее