Итальянские зарисовки. Флоренция. Эпизод в галерее Уффици

2 122

Флоренция, моя любимая Флоренция. Самый прекрасный, на мой взгляд, город bello Italie, из тех, которые я посетила до сих пор. Драгоценная Жемчужина в короне итальянской культуры и истории. В прошлом — центр флорентийской республики, столица герцогов  Медичи. Сегодня — административный центр области Тоскана.

Наше первое знакомство с Флоренцией случилось в 2003 году. Когда я и мой муж, который  к тому времени носил это гордое звание всего четыре месяца, отправились в наше первое путешествие по Италии, точнее сказать по Тоскане — удивительной красоты региону.

Покрытые виноградниками холмы, раскиданные по ним старинные городки, один  живописнее другого и конечно же чудесная волшебная, незабываемая Флоренция, как венец тосканской самобытности и исторической исключительности.

В те далёкие времена мы, молодожёны, ещё не обремененные детьми и свободные как ветер, принадлежащие сами себе и друг другу, делали многоэтапные путешествия, состоящие из относительно пассивного пляжно-морского отдыха на тосканском средиземноморье и активного отдыха — знакомства и посещения тех самыми старинными тосканских городков.

Сначала мы жили в курортном местечке Сан-Винченцо в провинции Ливорно на берегу средиземного моря,  наслаждаясь потрясающей природой этой части побережья. Хвойными лесами, бесконечными пустынными пляжами с белым шелковистым песком,  вдыхая вкуснейший воздух — смесь ароматной хвои и морского бриза. Мы проводили полдня на пляже в ленивой неге, плавании и чтении книг.

Плавание в море — неотъемлемая и важная составляющая нашего отдыха,  особенно моего. Во второй половине дня мы обычно путешествовали по окрестностям, красивейшим старинным городкам, которые  в большом количестве были  расположены приблизительно в часе езды от нашего жилища.

Активная часть нашего отпуска в тот год, заключалась в том, что мы запланировали  трехдневное посещение Флоренции, первое знакомство со столицей Тосканы.

Мы заранее забронировали номер в гостинице в старой части города, расположенной не очень близко к туристическому центру. Я помню, что пешком нужно было пройти какое-то расстояние, наверное пару километров, чтобы попасть в центр города на площадь возле собора Санта-Мария-дель-Фьоре (Duomo di Firenze) – символа столицы Тосканы.

Но обо всём по порядку, начну с момента, как мы въехали в этот необычный город.

Мы долго искали нашу гостиницу, расположенную в старом городе. Это было совсем не просто, как нам кажется с высоты сегодняшнего, высокотехнологичного времени.

В те далёкие  времена у нас не было никаких устройств в виде навигаторов, смартфонов и сигналов GPS. Вместо этого в  нашей машине ездили толстенные и тяжеленные дорожные атласы Европы, по которым  мы и прокладывали  маршруты наших путешествий.

На меня возлагалась большая ответственность, я играла роль штурмана и должна была следить за правильным направлением движения.

Беда состояла в том, что у меня с детства плохой вестибулярный аппарат и меня укачивает в машине. Тем более, когда я опускаю голову вниз и фиксирую взгляд на чём-то, мне становится  плохо, меня начинает мутить, кружится голова, выступает холодный пот. Очень неприятное состояние, которого я пытаюсь избежать.

Поэтому если мы путались и терялись в пространстве, виновата была Маша. Муж критиковал меня за  недостаточно качественное выполнением мной роли штурмана.

Во Флоренцию мы въехали в нужном нам  месте, как было запланировано ранее.

Я помню свои эмоции в первые минуты, когда мы попали в этот город.

Флоренция  поразила меня. Это была любовь с первого взгляда. Да, такое тоже случается, как любовь к человеку, которую мы не можем себе объяснить. Это иррациональные эмоции, выдаваемые нашим подсознанием.

Мы ехали по городу и я смотрела из окна машины и  уже знала, что полюблю этот город. Ещё не видя его площадей и улиц, еще не пройдясь по набережной реки Арно, не дойдя до Палаццо Медичи-Риккарди, не посетив знаменитой картинной галереи Уффици, не увидев статуи Давида, не перейдя  мост Понте- Веккьо, не сфотографировавшись у Фонтана Нептуна на площади Синьории и не посетив множество других знаменитых достопримечательностей этого потрясающе-красивого города. Это любовь с первого взгляда которая при близком знакомстве станет ещё сильнее.

Мы долго плутали в поисках нашей гостиницы. Помню, что заехали в какой-то тупик , будучи недалеко от цели и не зная куда двигаться дальше, остановились.

Мой муж вышел из машины и пошёл осматривать местность пешком в поисках  гостиницы, а я оставшись сидеть, открыла дверь машины. Было душно, хотелось подышать свежим воздухом. И я с любопытством наблюдала за жителями Флоренции, обычными людьми, проходившими мимо, одетыми легко и красиво в основном в льняные удобные, но очень стильные и модные одежды; за  школьниками  в одинаковых форменных костюмах видимо какой-то частной школы и шумной толпой двигающихся к автобусной остановке с огромными рюкзаками за спиной.

Я рассматривала дома жёлто-кирпичного цвета с узкими длинными окнами и деревянными ставнями — обязательной защитой от беспощадного тосканского солнца.

Рядом раскинулся небольшой милый и уютный скверик  с резными скамейками и старинным небольшим фонтаном в середине. Всё это было окутано тенью акаций и  каких-то неведомых мне южных деревьев и кустарников.

Я не заметила, как пролетело время и мой муж-первопроходец и искатель запутанных флорентийских улиц вернулся, дошедший окружными путями и всё-таки нашедший  наш отель,  расположенный на одной узкой старинной улочке, спрятанной в глубине квартала.

Проехать на машине до входа в отель было непростой задачей, которую мы в конце концов решили. Большая проблема и огромный недостаток всех больших, да и малых итальянских городов, а уж тем более исторических туристических центров — это абсолютное отсутствие парковок. Где и как паркуют свои транспортные средства сами местные жители, остаётся загадкой. Наверняка у них есть свои секреты на этот счёт.

У нашего отеля во Флоренции не было парковочных мест вообще. То есть они просто отсутствовали по определению.

И как прибывающие гости должны были выгрузить свои чемоданы? И где припарковать машину постояльцам отеля? На эти и многие другие вопросы нам ещё предстояло найти ответы.

Да, это издержки и не единственные итальянской самобытности, особенностей менталитета и устройства итальянских городов.

С трудом подъехав ко входу в отель, мы быстро выгрузили наши чемоданы, получили ключи от комнаты и мой муж поехал искать возможность, где-то припарковать наш опель на три запланированных во Флоренции, дня.

Предварительно мы навели справки у служащих отеля, где возможно оставить машину. В это сложно поверить, но портье в нашем отеле предложил нам припарковать машину за городом, около большого стадиона в пригороде Флоренции. Все более близкие варианты стоили  немалых денег. Мы решили, что лучше оставить машину у стадиона, а по городу ходить пешком.

Я тем временем заселилась в комнату и в ожидании возвращения супруга, стала немного осматриваться и обживаться. Это было старинное здание и комната была необычной, в тосканском стиле с темной деревянной мебелью, с огромными узкими окнами и серыми от пыли ставнями; с пристроенным прямо в прихожей душем и маленьким туалетом. Как можно пользоваться этими удобствами я в тот момент не очень  представляла.

В комнате стоял слегка уловимый аромат старины, чего-то таинственного и необычного. Запах старого здания, запах деревянной мебели, запах флорентийской пыли и зелени выжженyой на тосканском солнце.

Я не стала разбирать чемоданы. Дождавшись возвращения мужа и быстро переодевшись, мы вышли на первую прогулку по городу, который завораживал с первого взгляда.

Терракотовые Купола огромного Собора Санта-Мария-дель-Фьоре были видны издалека. Мы вышли на Соборную площадь с задней стороны собора.

У меня перехватило дыхание когда мы оказались перед этим потрясающим творением, тем более, освещенного лучами заходящего тосканского солнца.

Я никогда  ранее не испытывала таких сильных эмоций от вида архитектурного шедевра. От него невозможно было оторваться,  отвести глаза, он притягивал, как магнит невероятной силы.

Хотелось непрерывно смотреть на этот чудо человеческого гения, созданного великим Филиппом Брунеллески. Особое впечатление производила резная облицовка храма,  выполненная из мрамора светлых тонов.

И так происходило многократно в этом городе — архитектурном шедевре, воплощении  духа эпохи Возрождения и родине великих творцов от Микеланджело и Леонардо Да Винчи до Никколо Донателло,  Данте Алигьери и Бенвенуто Челлини. Все эти гениальные мастера жили и создавали свои бессмертные шедевры во Флоренции.

Мы гуляли все три дня по Флоренции, в буквальном смысле с открытыми ртами, и не могли насладиться и переварить увиденное.

Было очевидно, что нам обязательно нужно вернуться в этот потрясающий город, чтобы утолить  жажду прекрасного, насладиться  видами, погулять по старинным площадям и улицам, посетить музеи этого города. Ещё раз пройти по знаменитому мосту Понто Веккьо через реку Арно, по обеим сторонам которого расположены сверкающие золотом и драгоценными камнями витрины ювелирных магазинов, на которые пялятся толпы туристов со всего света.

Мой муж оттаскивал меня за руку от этих манящих и сверкающих витрин, от которых я не могла добровольно отлипнуть и продолжать наш путь.

Следуя в направлении пьяцца Синьорио — одной из самых красивых площадей Италии, мы подошли к знаменитой Художественной картинной галерее Уффици.

Гуляя по набережной около здания Галереи мы обратили внимание на длинную очередь, не менее километра. Я была разочарована и расстроена поняв, что моей мечте попасть в знаменитый музей не суждено воплотиться в этот наш приезд во Флоренцию.

Мы поглазели на длиннющий хвост из людской толпы разноязычных туристов со всего света, терпеливо стоящих в длинной очереди с рюкзаками за спиной и бутылками воды в руках, ждущих своего счастливого момента перед входом в галерею. А мы, тем временем, просто прошли мимо.

И с этого момента моя цель была определена. Я не переставала говорить о моём желании, о моей мечте, о том, что мы обязательно должны вернуться и попасть в галерею Уффици.

Мой любящий муж, не будучи большим любителем художественных музеев  и знатоком изобразительного искусства, посмеялся надо мной, но клятвенно пообещал исполнить мою мечту.

Честно признаться, в то время я тоже была далека от изобразительного искусства и художественных музеев, но горела желанием познакомиться и  приобщиться к познанию прекрасного. Тем более, понимая, что мы находимся в городе, где расположена  всемирно-известная художественная галерея с великими шедеврами эпохи Возрождения, и не воспользоваться возможностью посетить её, было бы непростительной ошибкой.

Но случившееся буквально через год, было ещё драматичнее и непростительнее во много раз. Но! Обо всём по порядку.

Получив первые впечатления от Флоренции и влюбившись в неё, исходив километры пешком по её площадям и улицам, посмотрев на эту сумасшедшую, приводящую в ступор красоту, засняв на фотоаппарат всё, что было возможно заснять, мы дружно решили обязательно вернуться сюда через год.  Охватить необъятное за три дня не представлялось возможным.

Не успев попасть ни в один музей, а главное в галерею Уффици, мы были очень огорчены. Муж меня успокаивал, обещая  провести в этом потрясающем городе больше времени в следующий наш приезд в Италию.

Сказано-сделано. Мы целенаправленно готовились к нашему следующему свиданию с полюбившейся Флоренцией. Я накупила книг про достопримечательностям Тосканы и  Флоренции, решив подойти к нашей встрече на этот раз серьезно подготовленной.

Самое главное, приобрести  заблаговременно билеты в галерею Уффици, во избежание стояния в километровых очередях в надежде получить доступ к мировым шедеврам на все сто процентов. Перед поездкой на следующий год в октябре месяце, мы заранее зарегистрировались на сайте музея и зарезервировали наши билеты, получив точную дату и время, когда двери музея наконец-то распахнуться перед нами.

На следующий год мы жили не в самой Флоренции, а в пригороде, в совершенно необыкновенном сказочном месте наверху в лесных дебрях , среди дикой тосканской природы, в  винодельческом  старинном замке Castello di Ristonchi.

Описание этого жилища, заслуживает особого внимания. Это были домики для отдыха на территории замка, обустроенные в подлинных исторических строениях того времени. Всё это  было сделано в невероятных декорациях средневековой старины.

У нас был отдельный дом, внутри которого было такое амбиенте, что войдя внутрь, мы с мужем подумали, что попали в средневековый музей.

Наше жилище украшала старинная мебель, характерная для того времени. Старинным было всё: от огромной кровати, издававшей ужасающие звуки при прикосновении к её поверхности, до стола, стульев и предметов тосканского быта каких-то далеких веков.

Я сначала очень испугалась и сказала, что жить здесь невозможно и нужно просить какое-то другое жилье. Но со временем я  привыкла, мне стало даже нравиться.

Эти потолки темного дерева, каменный пол, от которого шёл холод, на стенах развешаны предметы старинного быта обитателей замка. Всё покрыто таинственностью тосканского средневековья.

Массивная  деревянная мебель, под потолком висели лампы замысловатых форм, была даже кухня с плитой и маленьким холодильником. Душ и туалет присутствовали тоже, но помню, что там было очень холодно и из крана текла прохладная вода.

Чтобы принять душ, нужно было изловчиться и поймать тёплую воду. В таких необычных условиях мы прожили целую неделю. Я привыкла к необычной обстановке и получала удовольствие от окружающей нас  аутентичной красоты.

А красота была такая, что невозможно было остаться равнодушным. За окнами нашего  тосканского жилища, нашего старинного винодельческого замка,  была невероятно красивая тосканская природа, холмы утопающих в зелени, от вида которых перехватывало дыхание, перебегающие  дорогу дикие животные от оленей до лис и кабанов, коих водилось в тех живописных местах немало. Стояла прекрасная тёплая  бархатная погода начала октября, располагающая к долгим прогулкам.

В нашем Castello производили ароматное, со вкусом тосканских трав и ягод, красное сухое  вино, такого незабываемого вкуса, что мы, уезжая из замка, прихватили с собой коробку с шестью бутылками этого прекрасного вина.

Ничего вкуснее, чем вино из нашего замка,  из красных итальянских вин, я не пила ни до нашей поездки, ни после неё.

Но самое главное — Флоренция, до которой мы могли доехать на машине буквально за двадцать минут, спустившись с холма из нашего средневекового лесного замка.

И вот наконец-то настал этот день, которого я ждала целый год.

День посещения галереи Уффици — столь желанный и торжественный. Мы с мужем приехали в галереи заранее. Билеты были у нас на руках, мы выкупили их накануне в билетной кассе галереи. Я запомнила тот момент, когда мы стояли перед заветной дверью у входа в музей и ждали, когда нас впустят.

Всё готово к посещению, путь открыт,  аудио-экскурсовод висит на шее и в наушниках звучит рассказ про шедевры галереи. Мы вооружившись книжечкой с описанием залов и планом галереи, начали её осмотр.

Галерея Уффици — один из самых знаменитых и старинных музеев мира, где хранятся лучшие произведения мировой живописи, таких великих мастеров  как Микеланджело, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Рафаэля, Джотто, Караваджо, Рубенса, Рембрандта и многих других.

Конечно, попав туда, хочется увидеть их все. Но это решительно невозможно. Чтобы осмотреть все картины, одного дня не достаточно.

Случилось долгожданное событие. Я хожу по залам и длинным коридорам с видом на набережную реки  Арно, я гуляю по галереи Уффици. С серьёзным видом мы с мужем переходим  из зала в зал, останавливаясь возле картин и слушая рассказ аудио экскурсовода в наушниках.

Не помню в какой момент точно, и что послужило толчком, причиной, что я такого увидела и почему? Но я вдруг начала смеяться. Да-да, меня стал раздирать неудержимый смех, просто истерический хохот.

Вначале этого приступа смеха, я боролась, скрывала его и пыталась заглушить эти неудержимые порывы. Я старалась просмеяться и успокоиться.  Выходила в коридор, подышать свежим воздухом, ходила в туалетную комнату , чтобы освежить лицо и попить воды. Но возвращаясь в залы , где висят мировые шедевры, к которым я так рвалась, чтобы увидеть их собственными глазами, смех разрывал меня снова и снова.

На меня стали оборачиваться люди, муж стоял весь красный с дурацкой улыбкой на изумлённом лице, не зная , что со мной  делать. Сама я, понимая весь комизм, драматизм и идиотизм ситуации, стараясь изо всех сил прекратить смеяться, ничего не могла с собой сделать и страшно злилась на себя за это.

Так я и ходила по залам с зажатым ртом, давясь от  неуместного смеха, разрывающего  меня изнутри.

Я смотрела на  произведения искусства, принадлежащие уникальной коллекции семьи Медичи, особым вниманием этой знатной семьи пользовался художник Сандро Боттичелли. В музее находится одно из самых известных его творений — “Рождение Венеры”.

И вот стоя в наушниках, рядом с этим великим произведением искусства и слушая бормотание экскурсовода записанное на диктофон с информацией об этой картине, я слушала и ничего не слышала.

Внутри меня разрывался фонтан из непонятно, откуда взявшегося, смеха; спазмировавшего все мышцы, лицо покраснело, из глаз лились слёзы.

Позор, который я испытывала, сложно описать.

«Человек не в себе», —  наверное думали, проходящие мимо туристы. Как говорится, смешинка в рот попала. Но это была не просто смешинка, а целое огромное смешилище.

Мне было неудобно и стыдно, но я ровным счётом ничего не могла изменить. Волны смеха утихали,  а потом накатывали с новой силой. Никогда раньше со мной не случалось ничего подобного.

Так я просмотрела и прослушала аудио экскурсию, не услышав ничего. Я вроде бы увидела многое из самых известных картин галереи, прошла основные залы, но мне не запомнилось ничего, кроме того, что я  просмеялась истерическим смехом почти все три часа нашего столь долгожданного посещения знаменитой галереи Уффици.

Когда мы наконец-то вышли из здания музея, я села на ступени на площади Синьори, напротив знаменитого Фонтана Нептуна и мой смех вдруг перешел в слезы. Это была уже истерика.

Мне стало ужасно стыдно и обидно, что со мной приключился этот странный казус. Может быть это был нервный срыв от долгого ожидания и подготовки к встрече с высоким искусством и моя психика отреагировала таким странным образом

Я переживаю и мне стыдно за себя до сих пор. Все эти годы я  думаю, почему, почему меня раздирал смех, что со мной приключилось тогда?

Не понимаю до сих пор, почему такое произошло. Может быть, я была просто слишком далека от искусства и  не совсем готова к понимания глубин прекрасного. Не знаю.

Прошло много лет, но этот случай c неожиданным и неуместным приступом смеха, остался в памяти навсегда. Я возвращаюсь к этому необычному  эпизоду в моей жизни, испытывая одно огромное желание: обязательно вернуться во Флоренцию, в город который сразил меня и запал  мне в душу.

И обязательным пунктом в программе будет посещение знаменитой галереи Уффици, теперь уже осознанно, серьезно, без смеха, я хочу получить удовольствие от шедевров мирового изобразительного искусства великих мастеров, погрузиться в атмосферу,  рассмотреть и послушать внимательно экскурсовода в наушниках.

Надеюсь, что смешинка не попадёт в меня и приступы смеха не испортят впечатления.

Мой муж, который в отличие от меня так и остался равнодушным к художественным музеям любит, подшучивая надо мной, вспоминать эту историю про Уффици и мой безудержный приступ смех. Он обещает обязательно отправить меня во Флоренцию еще раз, куда я и сама все эти годы мечтаю попасть.

Так что надеюсь, встреча с Прекрасным и Вечным  ждёт меня впереди…

Мария Гор

Учитель физики и астрономии, писатель,

Автор статей и рассказов.

Комментарии закрыты.

На данном сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать контент. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь на использование наших файлов cookie Принять Подробнее