Минсельхоз предлагает иной расчет формулы стоимости аренды участков для рыболовства, согласно которому участники рынка должны будут заплатить заплатить 200 млрд рублей на 20 лет вперед единовременной суммой. Ситуацию осложняет прогнозируемое падение вылова рыбы в ближайшие несколько лет
Нерка, кета и горбуша могут резко подорожать. С новым промысловым сезоном Минсельхоз будет по-новому считать стоимость аренды участков. Получилось, что участники рынка должны заплатить 200 млрд рублей на 20 лет вперед.
Государство хочет все и сразу — а для рыбаков это неподъемная сумма. И расходы, скорее всего, будут заложены в стоимость рыбы и икры.
Поправки, о которых сейчас говорят участники промыслового рынка на Камчатке, касаются законопроекта «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов». В этом году заканчивается аренда промысловых участков для вылова красной рыбы. Минсельхоз решил считать тарифы по новой формуле. Расчеты рынка показывают, что в среднем на каждого участника придется около 900 млн рублей — за пользование участком на 20 лет вперед. Со всей отрасли, таким образом, хотят собрать 92 млрд. Но затем ведомство пересмотрело сумму и увеличило ее в два раза, говорит президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов:
Георгий Мартынов президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья «Предлагает правительство определенную формулу — взять за основу последние четыре года объемов вылова. Хочу отметить, что это были наибольшие за всю историю, наверное, объемы вылова, и неизвестно, повторятся они или не повторятся, это первое. Второе, плата за водные биологические ресурсы. Предлагается включить ее в эту формулу, в расчет ввести оплату за участки как раз на основе двух этих цифр. Да, действительно получаются серьезные суммы. При принятии такого финансового подхода все отразится на конечном покупателе. И горбуша, и нерка, и кета. В принципе, рыбацкое сообщество готово платить и такие суммы, но если это сделать с рассрочкой на 25 лет. А правительство это видит так, что в ближайшие полтора года все эти суммы должны быть уплачены».
Согласно поправкам, рыбаки, готовые заплатить сразу, спокойно перепишут границы рыболовных участков и перезаключат договоры. А свободные участки отправятся на аукцион. У бизнеса же вопрос так не стоит — он готов платить, но не 200 млрд, а 92, и не сразу, а в рассрочку на 20 лет. Тот формат, который Минсельхоз предлагает сейчас, — для многих смертный приговор. А сверху давит прогноз по рекордно низкому вылову лососевых в этом сезоне. Пик путины придется на август-сентябрь, но уже сейчас понятно, что будет негусто, говорит председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимир Галицын:
Владимир Галицын председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки «В ближайшие 10-20 лет нам особых выловов ждать не стоит, при этом нам говорят, что мы должны заплатить за непойманный ресурс по ставкам, рассчитанным в период максимального вылова. При этом на Камчатке сейчас провальная путина, худшая из путин за последние 20 лет. Будет, наверное, в пределах 100 тысяч тонн вылова, хотя в прошлом году было почти 500 тысяч. Наши предприятия, оценивая все перспективы участия в процедуре перезаключения договоров, говорят, что большая часть из них, 90%, не смогут перезаключить договоры, исходя из того, что не бьется экономика».
Позицию Минсельхоза понять можно — по вылову лососевых несколько лет были очень удачные сезоны. Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев говорил о вылове 600 тысяч тонн. Кета, горбуша, нерка, другие виды красной рыбы, и даже икра — успели даже подешеветь. Тогда почему бы не собрать с отрасли побольше? За позицией ведомства Business FM обратилась в Минсельхоз, ответ там обещали предоставить позже. Понятно, что ведомство опирается на успешный опыт с крабовыми аукционами — там были сопоставимые цифры, напоминает гендиректор информагентства Fishnews Эдуард Климов:
Эдуард Климов гендиректор информагентства Fishnews «Правительство ставит такие задачи, как ставило, там, четыре года назад — крабовая отрасль платила сотни миллиардов рублей. Просто сейчас очередь дошла до красной рыбы, с которой хотят взять около 200 миллиардов рублей. Расчет довольно простой: берется четыре года вылова, умножается на плату за водные биологические ресурсы и вот умножается еще на два. Заплатят там российские граждане в том или ином виде. Беда в том, что мы не можем увеличить экспорт в плане цены, потому что это рынок, который мы не регулируем. Японский рынок еще красную рыбу берет, китайский рынок. Сказать, что вот с сегодняшнего дня она будет стоить в два раза дороже, — так ее просто не купят».
По мнению эксперта, рыболовные компании, которые останутся на плаву после экстремальных трат, учтут издержки в цене на икру и рыбу. Возьмут кредиты под 20%, будут выплачивать их десятилетиями.
И об удешевлении рыбы даже в удачную путину можно будет забыть. Коснется это в основном компаний Камчатки, Сахалина и Хабаровского края, где происходит до 80% от всего улова лососевых. Правда, тарифы еще могут быть скорректированы с учетом пожеланий рынка.
Комментарии закрыты.